Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование

Яна Романченко
Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование

Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной

программы определяют, что содержание социально-коммуникативного

развития в раннем возрасте должно включаться в такие виды деятельности,

как экспериментирование с материалами и веществами, общение со

взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством

взрослого.

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ

грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что

нас окружает. Речь маленького ребенка возникает и первоначально

функционирует в процессе общения с взрослыми, поэтому очень важной

задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это

предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих

людей и овладение активной речью. Возможность понимать речь и говорить

становится для ребенка 3-го года жизни важнейшим средством познания

окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его

инициативной речи. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей

раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из

важнейших задач воспитания детей. В раннем детстве речь ребенка,

выступая как средство общения с взрослыми и с другими детьми,

непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой

им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой

происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется

в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или при их помощи;

поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи

особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев

диалогический характер.

Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания,

расширяет круг представлений о предметах. Речь можно развить

различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при

помощи игры с сенсорными материалами. В игре дети овладевают новыми

навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила

человеческого общения.

Цель моей работы: развитие речи детей раннего возраста в процессе

игр с сенсорными материалами.

Задачи:

- Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе

обогащения сенсорного опыта детей.

- Формировать у детей раннего возраста перцептивные действия;

учить обозначать их словом.

- Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.

- Формировать положительный эмоциональный настрой к игре,

способствовать развитию диалогических и монологических форм речи.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы

вежливого обращения.

Очень полезны для детей раннего возраста сенсорные игры, которые

дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной,

крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия

способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, слуха,

обоняния, вкуса, температурной чувствительности [3].

Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны

работать, а для этого им необходима «пища». На занятиях с детьми я так

организую среду вокруг ребенка, чтобы он получил возможность развивать

эти анализаторы. Помогая ребенку переживать различные телесные

ощущения, развиваю и обогащаю речь ребенка. При помощи речи малыш

выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В

процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность детей, обогащают сенсорный опыт, обеспечивающий практическую

ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащая

словарный запас. Выполняя практические действия с водой, крупой, песком,

бумагой, посудой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и

понятий.

В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои

действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь.

Игры позволяют заинтересовать детей раннего возраста, создают

положительный эмоциональный настрой, а так же способствуют развитию

диалогической и монологической форм речи.

В конце года по результатам педагогического отслеживания наблюдаю

итог своей работы. Провожу анализ своей деятельности, выявляю проблемы

и стараюсь устранить их. Анализ полученных данных позволил сделать

вывод, что игры с сенсорными материалами являются хорошим средством

для развития общения детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование .

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обучение грамоте
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 00:58
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Освобождение Старооскольского края от фашистских захватчиков
В полдень 22 июня 1941г. население Старого Оскола узнало о войне с фашистской Германией. Капитан Васечкин, комендант Старооскольского гарнизона, издал приказ...
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебное...
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Виды детской деятельности:...
Фотоотчёт совместной деятельности воспитателя с детьми «Символ наступающего года —...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт совместной деятельности...
Мастер-класс изготовления новогоднего венка
С приближением Нового года настроение меняется и наполняется ощущением самого любимого всеми праздника. И естественно, что хочется поделиться своей...
Мини-музей хлеба в ДОУ
Мини-музей хлеба Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в...