Папки-передвижки

Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий (11 фото)

Ирина Бунеева
Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий

Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий

b] Актуальность[/b] определяется социальным заказом современного общества на становление современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных устройств в качестве важного компонента индивидуального информационного пространства современных детей, педагогического процесса в образовательных учреждениях.

ОБЬЕКТ – воспитанники дошкольных групп.

Публикация «Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий» размещена в разделах

ПРЕДМЕТ – процесс развития познавательных способностей, развитие познавательных способностей у воспитанников в процессе занятий по аппликации с активным внедрением в образовательный процесс компьютерных и мультимедийных средств.

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность компьютера в образовательном процессе, как средства развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления у дошкольников.

ГИПОТЕЗА. В процессе регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств у воспитанников более интенсивно будут развиваться познавательные способности, персональный компьютер будет приниматься в качестве средства получения информации, помощника при обучении в школе, если:

• учебный материал будет предоставляться учащимся в более ярком и объемном виде, чем при использовании традиционных образовательных средств;

• педагог сумет насытить педагогический процесс элементами игры, провоцирующей поисковую активность учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Обосновать педагогические условия и подобрать дидактические средства использования компьютера на уроках технологии в начальной школе.

3. Обосновать эффективность регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств, для развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления у воспитанников.

Методы исследования.

- теоретический анализ психологической, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;

- изучение учебных программ, методической, санитарно-гигиенической литературы по использованию компьютеров;

- наблюдение за детьми в процессе обучения и самостоятельной творческой работы;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

- диагностические методы - психологическое тестирование – тест Тулуз-Пьерона (Ясюкова, 1997).

В исследовании приняли участие воспитанники дошкольных групп МБОУ Чертковская СОШ №1: 19 воспитанников из 1 группы – экспериментальная группа, и 18 из 2 группы – контрольная группа.

Анализ литературы.

Успешность развития ребенка и его познавательных способностей определяются не только естественными механизмами онтогенеза, но и наличием развивающей среды, в том числе, применением в образовательном процессе современной компьютерной техники и специально разработанных программ.

Констатирующий эксперимент.

Описание начального уровня сформированности познавательных процессов у дошкольников.

Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Этот тест первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) в задаче психомоторного типа, вторично – позволяет оценить познавательные возможности ребенка в целом: точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности ребенка и динамику работоспособности во времени.

Анализ позволил отметить, что уровень познавательных процессов у обследованных невысок, соответственно, в экспериментальной группе 56,3% детей, в контрольной 51,7% – показали слабый уровень сформированности познавательных способностей (коэффициент точности 0,90).

Можно говорить о примерно равной, фактически неразличимой ситуации с показателями скорости и точности выполнения тестовых заданий в экспериментальной и контрольной группах.

Формирующий эксперимент

Компьютер, как важнейший компонент образовательного процесса на занятиях по аппликации в подготовительных группах.

В работе была использована методическая разработка В. В. Ворониной и В. В. Кокуриной «Использование компьютера на уроках технологии в начальной школе».

Учебно-методический пакет (УМП) «Технология», ориентирован на использование компьютера в учебном процессе начального звена общеобразовательной школы и содержит гипертекстовый интерактивный набор уроков. Предлагаемые материалы содержат комплекс инструментов для моделирования учебно-познавательной деятельности учащихся младших классов с использованием компьютера, а также, разработки уроков, дидактические материалы, методические рекомендации учителям по организации учебного процесса, библиотеку медиаобъектов.

Схема расположения материалов и инструментов на столах

Фото №1 ОБЬЕКТ воспитанники дошкольных групп

Образец выполняемого изделия

Порядок наклеивания деталей на паспарту.

Публикация Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий размещена в разделах Аппликации Конспекты занятий НОД Аппликация из бумаги Все виды аппликации ИКТ Информационно коммуникационные технологии в ДОУ Конспекты занятий Конспекты занятий НОД аппликации с активным внедрением в образовательный процесс компьютерных и мультимедийных средств Изучить психолого педагогическую литературу по проблеме исследования Обосновать педагогические условия и подобрать дидактические средства использования компьютера на уроках технологии в начальной школе

Контрольный эксперимент

Результаты сопоставления показателя скорости и точности выполнения тестового заданий в констатирующем (1) и контрольном (2) экспериментах, в экспериментальной и контрольной группах

Фото №2 Методы исследования

По показателям скорости и точности выполнения корректурной работы учащиеся экспериментальной группы демонстрируют убедительный прогресс, существенно уменьшается доля детей с признаками слабой сформированности познавательных процессов. В констатирующем эксперименте доля таких детей в экспериментальной группе составляла 56,3%, а в контрольном эксперименте –25%.

Фото №3 В исследовании приняли участие воспитанники дошкольных групп МБОУ Чертковская СОШ воспитанников из группы экспериментальная группа и из группы контрольная группа

Заключение.

Компьютер в обучении дошкольников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Постепенно он становится индивидуальным средством производства, компонентом индивидуальной информационной среды современного человека.

Полученные результаты позволили доказать правильность сформулированной гипотезы: в процессе регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств учебный материал, связанный, в первую очередь, с художественными формами, предоставляется воспитанникам в более ярком, объемном виде, дети получают возможность более активно манипулировать с информацией, ставить вопросы и самостоятельно находить ответы.

Выводы.

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, специальных понятий, раскрывающих процесс познания детей дошкольном возрасте, позволяет утверждать, что компьютер при соблюдении санитарно-гигиенических требований является мощным образовательным средством, важным компонентом информационной среды современного дошкольника.

2. Использованный метод психологического тестирования – корректурная проба в модификации Тулуз-Пьерона является адекватным методом оценки уровня сформированности зрительно-пространственного мышления дошкольников, уровня их познавательного развития.

3. Компьютерные и мультимедийные средства и методы используемые в рамках учебно-методического комплекса, разработанного на основе работы В. В. Ворониной и В. В. Кокуриной «Использование компьютера на уроках технологии в начальной школе» (2007) эффективны для направленного развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления дошкольников.

Публикации по теме:

Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий «Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий на примере детского сада «Лада».

Игры для развития познавательных процессов у дошкольников Игры на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игра "что изменилось" Педагог начинает беседу с детьми. -Наши ребята.

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Подготовка и проведение прогулки в средней группе: развитие психических познавательных процессовПодготовка и проведение прогулки в средней группе: развитие психических познавательных процессов В летний период время на проведение прогулки увеличивается и наполняется различными видами деятельности, которые проходят совместно с воспитателем.

Развитие познавательных интересов у дошкольников Изо дня в день, давая детям все новые и новые знания, необходимо учитывать, что детей необходимо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями,.

Развитие познавательных процессов дошкольника средствами опытно-эксперим-ой деятельности с использованием технологии «ТРИЗ» «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ»[/h4].

Родительское собрание «Развитие познавательных процессов» Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие.

Сенсорное развитие — основа познавательных процессовСенсорное развитие — основа познавательных процессов Сенсорное развитие — основа познавательных процессов. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека, который имеет огромное значение.

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Технология проведения исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 17:37
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД