Лучший педагог года

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Светлана Гаркушова
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Образование и развитие личности - два взаимосвязанных процесса. С позиции гуманистической педагогики образование - это всегда самообразование, саморазвитие, это усилия индивида по осознанию и принятию в свой внутренний мир общественно ценных идей, убеждений, знаний. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…», - писал А. Дистерверг. При подобном подходе к образованию роль учителя состоит прежде всего в создании условий, оптимальных для раскрытия сущностных сил ученика в процессе трансляции общих смыслов и ценностей на индивидуальный уровень. Суживая рамки образования до такой его составляющей как обучение, педагогическую цель последнего можно определить как активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся, средством чему служат педагогические условия. При этом не только обретенные учеником знания, но и их восприятие, освоение, индивидуализация представляют собой жизненные ценности, ибо в процессе интеллектуального осмысления имеется возможность самореализации.

Публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах

Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, обусловлена его потребностями. Потребность познания психологи считают фундаментальной духовной потребностью [2]. Познавательные потребности развиваются и воспитываются. Ориентировочно-исследовательский рефлекс присущ каждому ребенку. Он и лежит в основе его потребности в познании, пытливости его ума. Но чтобы ум ребенка развился, необходима духовная пища, а также нужны педагогические средства, способствующие формированию потребности в знаниях и стремления к их овладению.

Вопрос развития познавательных потребностей как часть общей проблемы активизации познавательной деятельности является традиционным для дидактики. Библиографический мониторинг, осуществленный в направлении указанной проблематики, свидетельствует об устойчивом исследовательском интересе к ней. При этом необходимым компонентом развития познавательной деятельности у детей учёные, педагоги называют воспитание познавательного интереса, который должен обеспечить систематическую активность дошкольников при накоплении ими фонда знаний и обретении интеллектуальных умений.

Познавательный интерес - положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющееся в познавательной деятельности и являющееся её мотивом. Другими словами, познавательный интерес - это мотив, побуждающий к познавательной деятельности, для удовлетворения потребности познания. Познавательный интерес как мотив оказывает воздействие на развитие внимания, воображения, мышления, памяти.

Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, задачей воспитателя является наполнение всех компонентов учебного процесса - содержания, средств, методов - такими стимулами, которые будут воспитывать и укреплять познавательный интерес.

В перечне познавательных универсальных учебных действий выделяют три подгруппы:

- Общеучебные универсальные действия, которые включают в себя: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графиче-ская или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

- Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Качество развития любых умений и навыков, в том числе и познавательных УУД, во многом зависит от того, как организована система оценивания, насколько точно она отражает реальный уровень сформированности диагностируемых результатов обучения [1].

Проблемы активизации познавательной деятельности дошкольников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Ещё К. Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал, «что не с курьёзами и диковинами науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». [1, с. 9]

Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - это ведущий вид деятельности дошкольников. Различные подходы к организации учебного процесса с применением дидактических игр исследовали А. С. Белкин В. А. Крутецкий, Л. М. Фридман, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др. [3, с. 14]. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности обучающихся. Усвоение знаний, умений и навыков происходит более активно и осознанно, если в процесс обучения включать дидактические игры.

Использование дидактических игр направлено на активизацию познавательной деятельности младших дошкольников.

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития», - писал В. А. Сухомлинский [2, с. 3].

Многие дети в детском саду и школе испытывают трудности. Ребятам сложно следовать новым для них правилам жизни, справляться с новой ролью. У каждого ребёнка разный уровень подготовки. Нередко отсутствует мотивационная готовность ребенка к учению. И тут нам поможет игра, которая является для вновь пришедшего первоклассника естественным состоянием. Игра стимулирует познавательную деятельность и активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе обучения. Использование в обучении различных видов дидактических игр имеет ряд преимуществ.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит детей в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, формируется характер.

Игры «Найди пару», «Три медведя», «Необычная машина» направлены на формирование геометрических представлений. При изучении и закреплении состава числа играем в «Теремок», «Математическую тучку», «День и ночь» и др. При закреплении приемов сложения и вычитания эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие. При изучении нумерации чисел в пределах 10 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета". При закреплении приемов вычитания в пределах 10 "Определи маршрут самолёта", "Путешествие по городам".

Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать!», «Отвечай сразу!», «Кто верней?». Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях. Игра содействует более глубокому усвоению пройденного материала. Например, при закреплении знания таблицы сложения с переходом через десяток используем игру «Поймай рыбку».

Многие игры строятся на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре детей с разным уровнем знаний.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, прививают навыки правильного поведения в коллективе.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования Информационная справка об авторе индивидуального образовательного маршрута педагога Ф. И. О: Верхотурова Вероника Анушавановна Должность:.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста в дидактической игре Идеи обучения детей дошкольного возраста впервые возникли еще на заре становления педагогики как науки. Ян Амос Коменский в книге «Материнская.

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Речевое развитие, один из ключевых показателей становления дошкольника, который несет в себе основы психологического, физического и умственного.

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра (игра обучающая) – это.

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей у детей раннего возраста» МБОУ "Металлплощадская СОШ", дошкольные группы, детский сад "Изумрудный город", д. Сухово. Воспитатель: Трусова Елена Сергеевна. Цели:.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Введение Ум ребенка находится.

Педагогический опыт «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством.

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством различных конструкторов Цель: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством различных конструкторов. Задачи: Формировать у детей.

Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ Процесс воспитания и образования ребенка постоянно преобразуется. Главная цель педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 21:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД