марина свитина
Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 15 "Ручеек" Свитина Марина Павловна воспитатель первая квалификационная категория Тема опыта: «Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира» Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.
Публикация «Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира» размещена в разделах
Любое направление в развитии ребёнка подразумевает передачу определенных представлений.
На каждом возрастном этаже познание мира осуществляется своими специфическими способами. Способы познания определяются уровнем развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, развития речи.
У маленьких детей познавательные процессы ещё только развиваются; они несовершенны. Однако это не мешает ребёнку познавать мир и впитывать большое количество информации.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.
Эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который давно занял прочное место в школе. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Н. Н. Подъяков приводит доказательства:
игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;
в эксперименте объект преобразовывается;
некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;
деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
В дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами». Слово эксперимент в разных источниках трактуется по-разному и является многозначным словом :«Современным словарь иностранных слов 1994 г.» - это «1 - научно поставленный опыт; 2 -наблюдение исследуемого явления»;«Большая советская энциклопедия - 1994г.» - это «планомерное проведение наблюдения»;«Советский энциклопедический словарь 1997г.» - это «чувственно-предметная деятельность в науке»; «Словарь русского языка» 1984 г. – это экспериментировать, производить эксперимент». Принципы создания
предметно – развивающий среды :
Активности – побуждающая к действию.
Стабильность - воспитатель стабилен, а среда меняется.
Комфортность – всем удобно.
Цель: Оказание детям помощи в познании удивительного, многообразного, рукотворного мира, мира продуктивной творческой деятельности человека; развитие исследовательской деятельности детей. Задачи: Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира : знакомить с различными свойствами.
Развивать эмоциональное ценностное отношение к окружающему миру.
Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, взаимозависимостей.
Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. (эталонов, символов, моделей).
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Поддерживать инициативы у детей, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества.
Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Методы и приемы реализации познавательной деятельности :проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);
метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира : «Доволен ли ты собой как исследователь?»
Виды исследовательской деятельности дошкольников: Первый вид: активность в процессе деятельности
полностью исходит от самого ребенка.
Он выступает как ее полноценный субъект,
самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и. т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, интересы, волю.
Второй вид: ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Правила работы детей по экспериментированию:Чтобы дети ставили опыты для себя и испытывали от этого вида деятельности удовольствия, их надо обучать.
Работа с детьми строиться «от простого к сложному».
Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности : действие показывает педагог ;иногда проверяет кто-нибудь из детей; иногда ошибку сознательно совершает сам педагог; действие осуществляют все вместе в медленном темпе;
Педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение.
Не следует переходить некоторые разумные пределы : чрезмерная
гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования соблюдения тишины и порядка.
Выработать условный рефлекс у детей на какую-либо короткую команду: «Стой! Стой!», «Замри» и т. д. Команды отдавать в самые неожиданное время для детей.
Уметь видеть весь коллектив и распределить внимание между отдельными ребятами.
На занятиях доброжелательная, спокойная обстановка.
Особенности в процессе работы с детьми :Детское экспериментирование свободно от осязательного (не заставляет ребенка ставить опыт).
Не придерживалась жесткого регламентирования (если ребенок работал с увлечением, не прерываю его занятие).
Не придерживалась четко заранее намеченного плана (условия опыта дети могли варьировать по своему усмотрению).
Дети не могут работать не разговаривая, поэтому создавала возможности проговаривать и все свои действия.
Учитывала индивидуальные особенности детей.
Не увлекалась фиксированием результата экспериментов (что получилось – все молодцы).
Учитывала право ребенка на ошибку.
Подбирала адекватные способы вовлечения детей в работу (чтобы детям всегда казалось, что они все делают самостоятельно).
Соблюдала правила безопасности.
Вводила каждого ребенка в целостный педагогический процесс.
Постоянно оказывала помощь в подборе слов и построении предложений во время анализа результатов и формулировании выводов.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности- опыты. Опыты способствуют развитию у детей мышления творчества мыслительную
деятельность наблюдательность
познавательного
интереса к
предметам Дети лучше учатся чему – либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Решение данных задач осуществляла в двух вариантах:
дети проводили эксперимент, не зная его результата, а таким образом приобретали новые знания;
дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!» В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. П. Аванесова, и др., ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, изучать особенности различных предметов. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».