Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.

Елена Рудницкая
Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.

Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей.

Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей. Правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из таких перспективных методов является проектная деятельность.

Проектная деятельности - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектная деятельность должна занимать прочное место в детском саду. Она является интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются познавательные способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов по самой своей сути.

Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», т. е. выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.

Второй этап развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий НОД).Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Рассмотрим этапы работы над проектом на примере проекта «Будь здоров»

На первом этапе – подготовительном определяется тема, выбор проблемы, уточнение целей. Этот проект может быть приурочен ко дню здоровья. В проекте принимают участие педагоги группы, инструктор физкультуры, воспитанники и их родители, поэтому он относится к проектам групповым, информационным.

Как и в любой деятельности ставим перед собой различные задачи, но приоритетным направлением нашей деятельности – это повысить стремление родителей использовать двигательную активность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

2 этап планирование: составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов. На этом этапе намечаются результаты, к которым бы вы хотели придти в итоге данной деятельности

3 этап осуществление проекта:

На этом этапе педагогами осуществляется необходимая практическая работа с привлечением воспитанников и их родителей. Работа над проектом затрагивает следующие виды деятельности детей: игровая, познавательная, речевая, продуктивная, работа с родителями.

4 этап – защита проекта: обоснование процесса проектирования; подготовка докладов; оценка. На этом этапе родители готовят опыт семейного физического воспитания

5 этап – презентация проекта: демонстрация результата продукта деятельности, опыт семейного воспитания, распространение памятки, экскурсия, участие в городской акции

6 этап –Рефлексия: анализ достижения поставленной цели,

анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается.

В результате проведенной работы по проекту дети в ходе занятий, игр получают новые знания о здоровом образе жизни, у родителей повышается интерес к здоровому образу жизни.

Таким образом, если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности Метод проектов в дошкольном учреждении. В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных.

Консультация для педагогов «Влияние проектной деятельности на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста» Ерышева Наталия, воспитатель МКДОУ №5 г. Мирный Архангельская область Актуальность Вступая в переходный период, который переживает вся.

Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности» 1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. В программе выдерживается двойная.

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы) «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» китайская поговорка С. 2 Познавательное развитие детей - одно из.

Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности Практико – значимая работа «Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности к подготовке к условиям.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 города Благовещенска» (МАДОУ «ДС № 19 г. Благовещенска»).

Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством экологической игры Рабочая программа Белово 2014 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Родничок» комбинированного.

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе обучения способам решения противоречий Одной из основных целей образования сегодня является подготовка развивающейся личности к творческому труду. Для того, что бы выжить в ситуации.

Защитное слово проекта «Арт-дизайн как метод проектной деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей» Добрый день, уважаемые члены комиссии, коллеги! Вашему вниманию представляю педагогический проект по теме: «Арт-дизайн как метод проектной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 14:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Фотоотчёт о выставке в ДОУ «Я космонавтом быть хочу», посвящённой Дню космонавтики
Фотоотчёт о выставке в ДОУ "Я космонавтом быть хочу", посвящённой Дню космонавтики В преддверии Дня космонавтики в нашем детском саду «Золотая рыбка»...
Фотоотчёт о праздновании Дня Здоровья
В минувшую среду, 7 апреля отмечался День здоровья, который празднуется с 1948 года и знаменателен тем, что в этот день была создана Всемирная организация...
Фотоотчет «Космонавты и спорт дружны»
Спорт, спорт, спорт… Фотоотчет о подготовке в космонавты. 12 апреля 2021 года наша страна и весь мир будет отмечать 60-летие первого полета человека в...