Получи документы

Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Ольга Терехина
Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Ранний возраст – это период жизни человека с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Публикация «Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то врем как предметные в большей степени отражают степень из обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5 – 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5 – 3 года и является ведущим до 6 – 6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5 – 5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6 – 7 лет.

В своей работе по сенсорному развитию детей раннего возраста мы используем следующие приемы:

1. Рассматривание картин.

Картины способствуют общему развитию детей. Они привлекают внимание ребенка, имеют большое значение для познания ребенком окружающей действительности, для развития восприятия, мышления, речи, устойчивого и сосредоточенного внимания.

Картина – ценный материал для развития детской речи. Уже с конца первого года жизни, а тем более на втором и третьем году, посредством картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает название предмета, действий, его качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, учится высказываться по поводу увиденного.

Картины должны быть понятны по содержанию и отражать окружающую жизнь. Это сценки из жизни детей в детском саду и в семье, бытовой труд взрослых, средства передвижения, животные, растения, овощи, фрукты.

2. Игры со строительным материалом.

Игры со строительным материалом имеют свои особенности в том, что сам материал не наталкивает ребенка на какие-либо действия, поэтому здесь большую роль играет воспитатель, который должен уметь заинтересовать детей игрой и подвести их к сюжетным постройкам. Во время занятий детям даются понятия о длинном, коротком, низком, высоком, широком.

Занятия со строительным материалом можно так же использовать для знакомства детей с цветом.

К концу третьего года жизни ребенок начинает создавать постройки осмысленно, заранее ставя себе цель, что он будет делать, и самостоятельно подбирает необходимый материал.

3. Знакомство с сенсорными эталонами.

К концу третьего года ребенка основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе конструирования.

4. Игровая деятельность.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:

- подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине).

- организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек;

- игры с куклами.

Эффективное развитие познавательных способностей у детей раннего возраста будет обеспечиваться с помощью такого рода игр:

— кубики,

— пазлы и мозаика,

— игры на развитие мелкой моторики (лепка, игры с водой, с песком, лабиринты,

— ролевые игры (дочки-матери, продавец-покупатель, игры с игрушечным телефоном или наборами посуды, врача, парикмахера и т. д.).

Таким образом,обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эталонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой»Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой» Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Конспект НОД «Использование песочной терапии для развития познавательных способностей детей раннего возраста» ЦЕЛЬ: -развивать и корректировать коммуникативные навыки ребенка, его эмоционально-волевой и когнитивной сфер, а также сенсорики с помощью.

Методическая работа «Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст важный период в жизни человека.

Педагогическая концепция. «Развитие познавательных способностей детей» Педагогическая концепция. «Развитие познавательных способностей детей, младшего дошкольного возраста, посредством экспериментальной деятельности».

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Евдокимова Светлана Николаевна Тема: «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного.

Проект «Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством ознакомления с окружающим»Проект «Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством ознакомления с окружающим» Тема проекта: «Что растет у нас на клумбах». Введение. Что такое лето? Конечно, же, солнце, вода и цветы. Необыкновенно радуют глаз многочисленные.

Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Комментарии к презентации «Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экологического.

Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Дошкольное детство – это.

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для педагогов ДОУ Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ В федеральном государственном стандарте.

Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастаУчебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Дошкольники – прирожденные исследователи. Одним из принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 августа 2016 в 16:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД