Консультация «Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности»

Любовь Батёва
Консультация «Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности»

Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности.

Сообщение подготовила воспитатель

логопедической группы

Батёва Любовь Анатольевна.

Дошкольный возраст имеет большое значение для психического развития ребенка. Именно в этот период возникает познавательный процесс, который так необходим для дальнейшего обучения в школе. Важно знать, что поддержать любознательность и интеллектуальную активность ребенка возможно лишь в том случае, если взрослые способствуют развитию и совершенствованию познавательных способностей ребенка. Это утверждение базируется на психологическом законе, который открыл выдающийся психолог Лев Семенович Выготский. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка», кратко он звучит так – завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал со взрослым.

У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность. Они способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями. Активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.

Известно, что ребенок усваивает прочно и надолго все то, что слышит, видит и делает сам. Именно поэтому в своей работе я попыталась объединить познавательно-исследовательскую деятельность детей с двигательной, игровой, продуктивной, музыкально-художественной, коммуникативной и постаралась вовлечь в совместную деятельность семью.

Общаясь со взрослым, ребенок узнает много нового, расширяет кругозор, уточняет свой личный опыт. Экспериментирование способствует высказываниям детей, в которых ребенок начинает отражать свое отношение к предметам природы, охране природы. В случае удачного решения задачи и одобрения взрослого ребенок получает уверенность в своих действиях. При этом ребенок переживает положительные эмоции – удивление, радость успеха. Все это так необходимо для развития детей имеющих диагноз ОНР.

Личностно ориентированное обучение предполагает создание условий для формирования новых мотиваций, воспитания инициативных, активных, способных к творчеству детей (Ю. К. Бабанский, И. П. Подласый, И. С. Якиманская). При экспериментальной деятельностидошкольника социальная позиция ребенка в отношении взрослого строится по принципам:

1. соучастие в деятельности (общение на равных);

2. создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;

3. признания за ребенком права на существование собственного мнения;

4. стимулирования ребенка к высказываниям;

5. использования различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;

6. включения ребенка в творческую деятельность и развития его творческих способностей;

7. построения обучения на игровых формах.

Начала я свою работу с создания детской лаборатории. Методические рекомендации по ее оснащению можно найти в книгах «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» авторы Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., «Методика детского экспериментирования» автор Рыжова Л. В., «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» автор составитель Менщикова Л. Н.

Затем был составлен план работы с детьми в данной лаборатории.Вся работа была разделена на несколько разделов: «Вода», «Воздух», «Почва», «Физика». В каждом из разделов игры,опыты объединяются общим героем: вода – это Капитошка, воздух – Мыльный пузырь, почва – Корешок, физика – Фиксики. Для детей герои – рассудительные, аккуратные, наделенные многими чертами взрослого – все-таки остаются маленькими. Это вызывает у детей чувство доверия к ним и стремление опекать на правах старшего.

Хотелось бы отметить и то, что игры-эксперименты проводились в соответствии с темами заданными учителем-логопедом. Например по теме «Овощи» проводился опыт по проращиванию лука, где за ходом эксперимента наблюдали сразу два героя – Капитошка и Корешок, так как лук проращивали и в воде и в земле. Кстати данный опыт (как бы спор двух героев, является еще одним стимулирующим фактором для развития любознательности детей: дети начинают строить свои предположения, выдвигать гипотезы, принимая сторону одного из героев и, в результате эксперимента, подтверждают или опровергают свои предположения.

Так же я старалась создать условия и для самостоятельного экспериментирования, то есть заранее было организовано оборудование для проведения опыта, например расставлено на столе, при этом я ничего на рассказывала детям накануне.Приходя в группу ребенок видел: что- то приготовлено,спрашивал: «А зачем тут это стоит?» или «А что мы будем делать сегодня с этим?», тогда я предлагала ему самому подумать зачем это и что с этим надо сделать. Ребенок думал, рассуждал, действовал, в последствии, когда приходили другие дети, уже он выступал в роли «взрослого».

Очень эффективными в работе оказались технологические карты по проведению опытов. Сначала мы проговаривали и обсуждали вместе детьми что, в какой последовательности необходимо сделать, затем дети самостоятельно стали проговаривать ход проведения опыта глядя на карту.

Активно использовались в работе и мультимедийные презентации, созданные по темам, а так же познавательные мультфильмы.

Гораздо труднее оказалось привлечь родителей.Это удалось нам сделать совместно с педагогом-психологом в ходе работы по другому направлению: «Совместная с родителями интегрированная деятельность в развитии познавательных способностей и речи дошкольников с ОНР». Нами было запланировано и проведено мероприятие «Волшебные капельки».

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о воде.

Задачи:

Познавательные: закрепить первые элементарные знания о воде, обратить внимание на значение воды в нашей жизни, познакомить с представителями водных животных, приспособленность к жизни именно в водной среде, активизировать знания детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т. д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику; совершенствовать навыки связной речи; развивать фонематическое восприятие; снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Воспитательные: формировать у детей и их родителей интерес и ценностное отношение к совместной деятельности; совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в парах, в коллективе; воспитывать уважительное отношение к родителям и товарищам; сплочение группы с помощью достижения общей цели, получение позитивных впечатлений от работы в группе.

После проведения данного мероприятия было отмечено повышение активности проведения опытов дома, об этом рассказывали дети, делились впечатлениями взрослые.

В результате проведенной работы было отмечено: повышение интереса детей к поисковой деятельности, степени познавательной активности детей методом включенного наблюдения, уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, а так же обогащение словарного запаса, овладение доказательной речью, развитие фонематического восприятия.

В будущем хотелось бы усовершенствовать работу в данном направлении. На данный момент у нас в разработке проект по созданию «Метео площадки» на прогулочном участке. Так же я разрабатываю цикл познавательных игр с использованием мультимедийного оборудования.

Публикации по теме:

Социализация детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, планшетами и телефонами, кружками и секциями. На игру у ребенка.

Актуальность развития выразительной речи у старших дошкольников с ОВЗ через организацию театрализованной деятельности Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы. Ее несомненная значимость для освоения детьми с ОВЗ основ.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС ВидеоРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео В этом учебном году в нашем районе проходил впервые Конкурс-Аукцион педагогических идей "Школа творческих открытий" Я не могла не поучаствовать.

Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой. Жизнь в эпоху научно-технического.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Проект Тема: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через организацию проектной деятельности. Актуальность: Очень часто родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени дома для занятий с собственным.

Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей» Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный.

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная.

Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ» На первом этапе работы по валеологическому воспитанию моя задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди.

Теоретическая часть «Развитие творческих способностей детей, через развлечения по изобразительной деятельности» Изобразительная деятельность – важнейшее средство всестороннего развития дошкольника. В процессе изобразительной деятельности создаются.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 29 сентября 2015 в 05:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День космонавтики

Юбилейной дате в истории космонавтики посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы увлечь детей космической темой и расширить их представления о космосе.

12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

Развивающее дидактическое пособие «Математическая подушка»
Цель: формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Задачи: - обучающие. Обучать количественному и порядковому...
Сценарий спортивного квеста «На поиски сокровищ с пиратами» для детей старшего...
Ведущий: воспитатель старшей группы МДБОУ№3 «Золотой ключик» г. Кореновск Фокина Татьяна Николаевна, педагогический стаж 2года ( Пират Крюк) Цель :...
Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-конструирование»
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО - конструирование» Автор-составитель: Жучкова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель Cодержание: 1....