Лучший педагог года

Развитие познавательных способностей у старших дошкольников.

Ольга Чистякова
Развитие познавательных способностей у старших дошкольников.

В дошкольном возрасте развитие и обучение детей осуществляется в близкой и доступной для них форме – игре.

В условиях семейного воспитания дети должны получать развивающую их информацию не только через общение с телевизором, компьютером, видеомагнитофоном. Приоритетным должно быть живое общение с мамой, папой и другими родными.

Играя с ребенком, родители достигают нескольких целей:

1. завоевывают авторитет и доверие у своих детей

2. развивают интеллектуальные способности у детей

3. развивают речь ребенка

Публикация «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников,» размещена в разделах

4. укрепляют физическое здоровье

5. создают положительный эмоциональный фон в семье и др.

В старшем дошкольном возрасте успешность в обучении зависит от развития таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление.

Восприятие

– основной познавательный процесс, является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе.

На основе восприятия строятся отношения между людьми.

Для развития восприятия можно предложить некоторые игры и упражнения.

1

Игра «Узнай предмет»

В мешочек надо положить разные мелкие предметы.

Задание: определить на ощупь, что это за предмет.

2 Игра «Кто наблюдательнее?»

Задание: за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные).

3 Игра «Сравни предмет»

• на какой из картинок гриб ниже цветка?

• на какой из картинок береза выше ели?

• на какой из картинок линейка шире ластика?

• на какой из картинок кисточка короче карандаша?

Память –

является одним из основных свойств личности и необходимым условием для развития интеллектуальных способностей.

Лучше запоминается то, что понятно.

Развитию памяти у дошкольников способствует разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, рассказов, беседы о наблюдаемых явлениях во время прогулок.

Игры для развития памяти.

1 Игра «Запомни картинки»

Рекомендуется для развития зрительной памяти.

Ребенку предлагаются 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.

Задание: в течение 2 минут ребенок рассматривает картинки, затем их убирают и просят назвать те картинки, которые он запомнил.

2 Игра «Какой игрушки не хватает?»

Рекомендуется для развития зрительной памяти.

Задание: поставить перед ребенком от 4 до 10 игрушек, затем попросить его отвернуться и убрать одну игрушку.

Спросить: «Какой игрушки не хватает?»

Усложнение: увеличить количество игрушек; ничего не убирать, а поменять игрушки местами.

3 Игра «Прогулка в картинках»

Развивает зрительную и слуховую память, а также внимание.

Задание: во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, беседовать с ним о том, зачем все это нужно.

По возвращении домой попросить ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

На каждой прогулке с помощью взрослого ребенок будет узнавать что-то новое.

4 Игра «Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти.

Задание: на листе бумаги нарисованы узоры (зигзаг, круг, квадрат, волна).

Предложите ребенку в течение 2 минут рассмотреть и запомнить узор. Затем узор убрать и предложить ребенку нарисовать его по памяти.

Во время этой игры развивается и внимание и мелкая моторика рук.

Внимание

– это форма организации познавательной деятельности.

Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависят от степени сформированности этого познавательного процесса.

Внимание дошкольника вызывается внешне привлекательными предметами, явлениями, звуками.

Ребенок внимателен до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предмерам, событиям, людям.

Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Объем внимания дошкольника невелик, он может сосредоточивать внимание на привлекательных картинках обычно 12 – 20 секунд.

1 Игра «Найди игрушку»

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы, затем его просят найти игрушку, о которой шла речь.

2 Игра «Что это?»

Предполагает владение ребенком такими категориями, как «впереди», «сзади», «справа», «слева».

Взрослый размещает вокруг ребенка 3 – 4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив ребенку только ее местоположение (перед тобой, позади, справа, слева).

Задается вопрос: «Что это?».

3 Игра «Найди одинаковые предметы»

Игра развивает внимание и способность сравнивать.

Задание: среди нескольких предметов ребенку предлагается отыскать 2 одинаковых.

4 Игра «Найди отличия»

Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением похожих предметов и найти 5 – 6 отличий.

Задание: чем отличаются машины?

чем отличаются птички?

чем отличаются поросята?

5 Игра «Лабиринты»

Игра развивает устойчивость внимания.

Задание: проведи Зайку к домику; проведи Ежика к яблоку и т. п.

Мышление

– является высшим познавательным процессом и представляет собой обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях.

Мышление возникает на основе практической деятельности. Развиваются такие мыслительные операции как:

• обобщение

• сравнение

• абстрагирование

• классификация

• установление причинно-следственных связей

• понимание взаимозависимостей

• способность рассуждать

1 Игра «4 – лишний»

Повышает уровень обобщения, помогает строить логическое обоснование для обобщения.

Задание: предложить ребенку найти лишний предмет из четырех предложенных (стол, кровать, шкаф, дверь; корова, коза, медведь, лошадь и т. п.).

2 Игра «Что перепутал художник?»

Развивает умение детьми использовать системы доступных знаний об окружающем, развивает критическое мышление.

Задание: предлагается рассмотреть картинки, на которых нарисованы несоответствия (зимний пейзаж, где нарисованы цветы, на деревьях зеленые листочки).

3 Игра «Последовательные картинки»

Развивает умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Задание: ребенку предлагается разложить картинки в логической последовательности и составить рассказ.

4 Игра «Что сначала, что потом?»

Цели те же.

Задание: ребенку предлагается рассмотреть 2 картинки и определить правильную последовательность событий (дождь и радуга; ловля рыбы и возвращение домой с уловом; посадка лука и сбор урожая и т. п.).

Публикации по теме:

30 октября 2013 года прошла успешно моя регистрация на сайте МAAM Уважаемые коллеги! У меня сегодня замечательная дата--ровно один год назад я зарегистрировалась на МААМЕ. За это время у меня появилось.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей у старших дошкольников.
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 19:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД