Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ

Ирина Михейкина
Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ

Процесс воспитания и образования ребенка постоянно преобразуется. Главная цель педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в постоянно меняющемся мире, который требует быстро ориентироваться, принимать самостоятельные решения, самообучаться, справляться с новыми задачами.

Основной задачей перестройки образования является переориентация методической системы обучения на приоритет развивающей функции обучения (Л. Ф. Тихомирова, 2000).

На первый план выступает задача, направленная на формирование познавательных способностей. В психологии считают, что способности имеют психологическую природу и индивидуально варьируются.

В дошкольном возрасте территория познания детей резко расширяется. Ребенок начинает понимать, что мир, в котором он живет - огромный, многообразный. Все в нем находится в определенных связях и зависимостях. Поэтому у него возникает познавательная потребность в упорядочении накопленных представлений о мире.

Накопленный значительный информационный багаж играет существенную роль в умственном развитии ребенка, на основе которого, происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов.

Однако имеющиеся у детей дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Все это может привести к перегрузке сознания различными фактами и ведет к угасанию познавательных интересов.

«Знание - только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одною памятью», писал Л. Н. Толстой.

На основе этого необходимо внедрять новые идеи и методики, позволяющие формировать осознанный, управляемый, эффективный процесс мыслительной деятельности, умение решать задачи проблемного и развивающего содержания.

Одной из таких методик является технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательных задач, созданная около 50 лет назад ученым, инженером, писателем и преподавателем Г. С. Альтшуллером.

ТРИЗ - педагогика дополняет другие виды педагогики новыми идеями, находками, алгоритмами, приемами и решениями.Она реализует две цели: образовательную - дать знание ребенку, и психологическую - сформировать у него навыки - системного мышления, научить мыслить - то есть уметь в новой для себя ситуации самостоятельно увидеть и решить проблему. ТРИЗ технология способствует развитию креативности мышления, т. е. гибкости, оригинальности.

Основа ТРИЗ - это функционально-системный подход, основанный на практических методах, что позволяет выявлять причинно-следственные связи между отдельными элементами. Упражнения на базе системного подхода повышают эффективность процессов усвоения знаний, в основе которых лежит логическая память. Очевидно, что этим целям должны служить не изолированные упражнения, а задания творческого типа, предполагающие участие всех психических процессов.

Чтобы расширить познавательные способности детей, научить находить наиболее рациональные решения на возникшие противоречия мы решили внедрить элементы ТРИЗ-технологии в экологическое образование дошкольников.

Для реализации поставленной цели классифицировали задачи на группы:

- развивающие направленные на умение искать наиболее рациональные способы решения

экологических проблем и применение усвоенных детьми средств в воображаемых ситуациях;

- воспитывающие понимание ответственности человека за сохранение природы;

- формирующие у детей представления о том, что животные и растения живут в сообществах (лес, луг, водоем, город, сад, поле). Систематизация знаний о взаимосвязях живой и неживой природы. Освоение действиями использования моделей.

Комплекс задач решался на интегрированных занятиях по развитию экологических представлений и в совместных видах деятельности детей и взрослых.

Для решения поставленных целей работа была разделена на 3 этапа:

На первом этапе давалась педагогическая оценка уровня сформированности познавательных способностей, компетентности родителей по данной проблеме, анализа созданных условий в группе, для развития диалектического, системного мышления, установления закономерностей развития объектов природы, для экспериментирования.

Работа второго этапа основывается на том, что у детей уже накоплен определённый опыт. Задача воспитателя обобщить и систематизировать знания, сформировать основы экологического сознания. Занятия проводились так, чтобы стимулировать познавательный интерес, формировать желание быть полезным. Большое значение имела мотивация, желание найти ответы на возникший вопрос или помощь какому-либо персонажу. В этой роли выступает Капитошка (мягкая игрушка, способная радоваться и огорчаться в зависимости от проблемной ситуации.

Формирование положительного отношения к природному миру невозможно вне эмоционального состояния ребенка, поэтому были продуманы приемы для создания радостной атмосферы. Разнообразные загадки, игры, стихотворения природоведческого и экологического содержания, всевозможные игровые ситуации (путешествия, путаницы, поиски кладов, решение головоломок).

На занятиях широко использовали системный оператор, который позволял формировать системное мышление, умение видеть объекты в развитии, их место в природной иерархии,а так же их структуру:

• компонентный, изучающий состав системы, определяющий составляющие подсистемы;

• структурный, изучающий взаимное расположение подсистемы и взаимосвязи их в пространстве и времени;

• функциональный, определение назначения системы, взаимодействия подсистем;

• генетический, показывающий последовательность ее развития.

Тем самым формировали умение видеть строение окружающего мира, этапы его становления, взаимосвязи, причинно-следственные связи. Учитывая, психологические особенности дошкольников, обучение строилось на основе игр.

• Для развитияумения видеть надсистемные связи включались игры: «Где живут братишки у березки, лилии, ромашки, вороны?», «Назови соседей?», «Угадай, где я?», «Кто мой друг?», «Где мой дом?» и др.

Игры типа: «Полезен - вреден», «Что умеет?», «Зачем нужен?» (вода, лес, воздух, ветер и т. д.) помогали закрепить понятия о функциональном назначении объекта.

Формировать умения видеть составляющие объекта помогали игры: «Угадай по части целое», «Чем похожи и чем отличаются?», «Какой части не хватает?», «Вершки и корешки», «Какая часть лишняя» и др.

• Игры «Что с начало, что потом», «Раньше - позже», «От семечка до …», «Поезд времени» и т. д. помогали ориентироваться во времени

Особое значение придавалось формированию умения пользоваться схемами, моделями, составлять их и читать. Схемы дети придумывали сами, что способствовало формированию теоретического мышления. Использование схем и моделей помогало детям наглядно видеть взаимосвязи растительного и животного мира, преимущество одной системы над другой и наоборот, изменение внешнего вида животных в зависимости от изменения условий жизни (пища, укрытия, жилища). С помощью схем дети доказывают принадлежность разных видов природного мира к данной системе и наоборот.Схемы помогали решать проблемные ситуации в игровой форме: «Что будет, если погибнут насекомые?», «Как изменится растение, если станет очень жарко» и др. Широкое применение морфологических таблиц - позволяло моделировать внешний вид растений, часто встречающиеся в разных экосистемах, делая акцент на условия жизни.

Метод мозгового штурма помогал выдвижению разнообразных идей детьми при решении различных проблем. Метод давал детям возможность рассуждать, формировал основы рационального мышления, учил находить нетрадиционные способы решения проблем.

Например детям предлагалось следующая ситуация:

Придя на луг девочки воскликнули: «Какой красивый луг! Сколько на нем цветов!».

Подружки решили устроить соревнования «Кто соберет самый большой и красивый букет».

Как быть? Им необходимо собрать большие и красивые букеты, но цветы на лугу рвать нельзя.

Дети приходили к выводу, что в букетах можно использовать цветы специально выращенные, искусственные, бумажные, нарисованные.

Результатом становилась продуктивная деятельность. В данном случае – это изготовление букетов из различных материалов.

Элементом занятий становилось составление загадок по методике Нестеренко А. А.

При этом решалось много задач: выделение характерных признаков, действий, подбор объектов соответствующие выбору, логическое построение загадок. На первых этапах было сложно запомнить структуру построения, для чего использовались схемы из книги «Страна загадок» А. А. Нестеренко.

Примеры загадок, составленные детьми.

Зеленая, но не листок Большой, но не медведь. Чёрный, но не уголь.

Мягкая, но не подушка Летает, но не синица. Твёрдый, но не гора.

Растет, как дерево (Трава) Охотится на мышек, Лежит как мусор (Камень)

(Настя М. 5 лет) Как ястреб (Орёл) (Илья П. 5 лет)

(Денис Ч. 5 лет)

Широко в работе использовалась игра «Хорошо – плохо», которая позволяла увидеть противоречивость окружающего мира, а так же, что каждый объект, явление имеет две стороны.Например:

Река

хорошо плохо

- купание

- отдых

- ловить рыбу

- кататься на лодке

- нырять

- пища

- закаляться

- кататься на коньках - комары

- затопить

- утонуть

- заболеть

- поранить ноги

Эта игра помогала подвести детей к формулировке противоречий, заставляющих детей отказаться от привычного способа решения. При разрешении противоречий мы пытаемся с детьми сформулировать ИКР (идеальный конечный результат, при этом стараемся учитывать нежелательные эффекты.Например: (цветы рвать нельзя, а лекарства нужны. Как быть? - выращивать на плантациях, собирать не все, оставлять на семена). Все это формирует диалектическое мышление, помогающее детям правильно оценивать ситуацию.

Сужать поле поиска учились с помощью игры «Да - нет». Метод дихотомия помогает развитию умения классифицировать информацию, с помощью вопросов. Мы использовали в работе с детьми линейную, плоскостную «Да - нетку». Важно, чтобы дети могли последовательно исключать группы предметов.

Так же дети с интересом играли в игры с использованием кругов Луллия. Сектор круга являлся ячейкой с информацией для изучения. (Для игр "«Кто где живет?", «Что было бы, если …», «Как это поможет объекту?» и др.) использовались схемы и картинки.

Работа продолжалась на кружке «Следопыт», где дети знакомились с объектами и явлениями неживой природы, моделировали вещества и предметы, их агрегатные состояния. Занятия были наполнены опытами («Поведение двух капель», «Сохрани мороженное», «Мыльные пузыри», «Растворы»). Использовали сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы Т. В. Владимировой. Особенно детям нравилась игра «Теремок». («Я возьму тебя с собой, если скажешь, что умеет делать вода», «Чем был, чем стал» (линия развития, «Поезд времени», «Мои друзья» и др.).

На третьем этапе оценили результативность работы. Дети научились искать более рациональные способы решения экологических проблем, задавать много вопросов, экспериментировать, радоваться своим открытиям, использовать схемы и модели для решения поставленных задач, грамотно пользоваться экологическим правилами поведения в природе.

Данная работа позволила не только обогатить детей знаниями, сформировать умения, навыки, но и позволила применять их в разных сферах деятельности. Мы находимся в начале пути по освоению ТРИЗ-технологии, результаты на наш, взгляд, получились обнадёживающие и вселяют оптимизм, а так же желание продолжать освоение данной технологии.

Воспитатель д/с 37 «Колосок»

Михейкина И. Ю. г. Саров

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с космосом» Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: 1. Расширить и закреплять знания об истории развития космонавтики. 2. Систематизировать.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Джон Дьюн В связи с внедрением ФГОС дошкольного.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-Фолдинг» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №398 «Ласточка», комбинированного вида Мастер-класс Развитие.

Презентация. «Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через сказку «Теремок»» Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: один месяц Количество.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Реализация проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста 1 С. Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Универсальные навыки исследовательского.

Статья «Значение краеведческого материала в экологическом образовании детей дошкольного возраста» Значение краеведческого материала в экологическом образовании детей. Любовь к природе - это сложное чувство, включающее эмоциональную отзывчивость,.

Проект «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Творческо - информационный проект Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 23:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Зимующие птицы России в технике айрис фолдинг. Детский мастер-класс и беседа
Сегодня мы беседовали дома с сыном Пашей о зимующих птицах России. В Центральной России зафиксировано около 50 видов зимующих птиц, в Орловской области...
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка»
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка». Несмотря на мороз, снег и порой недоброжелательную погоду, зима все же...
Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике «Зимний лес»
Цель: учить детей рисовать зимнее дерево с использованием нетрадиционной техники рисования отпечатком осенних листьев. Задачи: продолжать учить детей...