Ксения Попова
Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта
Умение воспитывать – это все – таки искусство, такое же искусство как хорошо играть на скрипки или рояле, хорошо писать картины.
А. С. Макаренко.
Педагогическая деятельность имеет свои особенности и достаточно высокие требования ко многим сторонам личности педагога, изучения его профессиональной компетентности посвящены многие исследования. При этом справедливым будет заметить, что ни одно из авторских определений не может быть выбрано как основной, единственный ориентир в понимании сущности данного понятия. В обобщенном виде педагогическую компетентность можно представить как интегральное, личностное образование, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, умений, опыта, свойства и качества педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Общепринятым при этом является представление о том, что профессиональная компетентность включает в себя набор общих и специальных компетенций.
Публикация «Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта» размещена в разделах
Компетенция (от лат. сompetere – соответствовать, подходить)- способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач.
Для того чтобы понять, из каких элементов складывается сегодня содержание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, необходимо обратиться к действующим нормативным правовым актам, регламентирующим его деятельность, в частности:
*профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – профессиональный стандарт педагога);
*федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (далее – ФГОС ДО).
Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей». Каковы же эти компетенции?
В п. 3.2.5 ФГОС ДО даются некоторые указания на них, а именно, перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
* обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
* поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, и исследовательской, проектной, познавательной и т. д);
*установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющими различные (в т. ч. ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
*построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и с более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно – эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
*взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Таким образом, в ФГОС ДО перечисляются действия, которые должен выполнять педагог, но нет собственно компетенций, которые должны обеспечить выполнение этих действий.
Обратимся к профессиональному стандарту педагога, в котором четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений (п. 3.2.1.)
За основу взят деятельностный подход и собственно говоря, здесь мы возвращаемся к пониманию компетенций как совокупности соответствующих знаний, умений и опыта их практического использования. Заметим, что в проекте профессионального стандарта было несколько иное трактование компетентности, а именно, выделение отдельных компетенций педагога. Однако в настоящий момент мы должны руководствоваться действующей редакцией.
Так, согласно профессиональному стандарту педагог дошкольного образования должен выполнять определенные трудовые действия, обладать для этого необходимыми умениями, что в свою очередь предполагает освоение им необходимых знаний.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Однако перечисленные в профессиональном стандарте «умения» трактуются более широко и по всей сути являются именно компетенциями, поскольку характеризуют не столько умения, сколько способность педагога выполнить то или иное профессиональное действие.
Планомерная систематическая работа с начинающим воспитателем способствует развитию у него познавательного интереса к профессии, успешному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают большое влияние на его рост как профессионала. В процессе формирования и становления в профессии воспитателя проходит в несколько периодов:
1 период- 1-й год работы: молодой специалист сталкивается с серьёзными трудностями, такими как освоение рабочей документации. В этом, казалось бы, непростом деле спешит а помощь наставник-более опытный коллега. Новичок знакомится с воспитанниками и их особенностями, режимом дня группы, младшим воспитателем и с родителями.
Важно понимать, что родители воспитанников доверяют ему самое ценное, что у них есть, и это доверие нужно полностью оправдать, для этого молодой специалист пользуется теми знаниями о которых уже имеет представления: быть доброжелательным, заинтересованным во всём что касается группы. Добиться положительного расположения к себе от коллектива родителей не всегда просто и на это нужно время. В процессе стажировки обсуждают возникающие вопросы с наставниками и старшим воспитателем.
2 период – 2-3-й год работы включает в себя развитие профессиональных навыков и умений. Педагог продолжает изучение опыта работы воспитателей, пробует применять новые знания в своей группе воспитанников. Посещает открытые мероприятия разного уровня. Все интересные идеи, методы и приемы берет на заметку. Вместе с методистом ДОУ обсуждает и определяет о методическую тему, над которой будет работать более углубленно. Участвует в открытых мероприятиях на уровне детского сада.
3 период- 4-5 – й годы работы: у педагога есть свои разработки по работе с детьми, родителями и многом другом. Воспитатель активно внедряет в свою профессиональную деятельность инновационные технологии, в этот период сформирована система работы воспитателя.
4 период – 6 – й год работы: это совершенствование, обобщение и распространение своего опыта работы.
Прохождение этих периодов индивидуально для каждого педагога. Профессиональные качества во многом зависят от качества характера и темперамента, жизненного опыта.
Молодой специалист не должен бояться ошибок, но не должен их повторять.