Татьяна Пышкина
Развитие пространственной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственная ориентировка у детей с общим
недоразвитием речи
Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
А. А. Венгер
Приход ребёнка в школу является важным моментом в его жизни, началом нового этапа роста и развития.
Публикация «Развитие пространственной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике общеобразовательной школы наблюдается тенденция - неуклонное усложнение программы 1-го класса, внедрение в практику альтернативных технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику высокие требования.
К сожалению, всё чаще некоторым родителям приходится сталкиваться с тем, что у их ребёнка, развивающегося до школы так же, как другие дети, возникают трудности при овладении письмом и чтением. Ошибки, которые допускают дети в тетрадях, устранить бывает очень трудно
К многочисленным ошибкам, как правило, добавляются отклонения в поведении. Они вызваны утомляемостью, нервозностью. Всё это приводит к негативному отношению к учёбе, к конфликтам с родителями, учителями, другими детьми, а иногда и к болезням.
Работая в группе для детей с ОНР, мы с коллегами видим, что наши дети испытывают трудности пространственной ориентировки, что является причиной нарушения письма, а значит и причиной нарушения мелкой моторики. Кант писал: «Рука- вышедший наружу мозг»
Что он хотел этим сказать?
Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Дети с ОНР также не умеют использовать в своей речи предложно-падежные конструкции.
В подготовительной к школе группе у детей с ОНР появляются ошибки,вызванные несформированностью пространственного ориентирования и их мы разделили на группы
1)на уровне буквы и слога происходят замены по кинетическому принципу.
Смешиваются такие буквы: О-С, И-У, У-Ч, Г-Р
смешение по оптическому принципу. Это такие буквы, как Ц-Щ, П-Г,И-Й,Ш-Щ,В-Р
неточности (искажение или недописание букв)
недописание элементов
зеркальное написание букв
2)на уровне слова
Ошибки возникают чаще по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слов: в начале слова в обратных слогах меняются буквы, слоги преобразуются в прямые. Ошибки появляются в слогах со стечением сходных по написанию букв
покрыл - открыл
зелмя - земля
сунул - уснул
шотры - шорты
конпа - копна
Такие ошибки ведут к затруднению в осуществлению звукослогового анализа
3) на уровне фразы
У наших детей с ОНР можно выделить ошибки, которые связаны с употреблением в письменной речи конструкций с предлогами. Дети затрудняются в понимании значений пр6дложно-падежных конструкций и их написании, опускают, заменяют их или удваивают.
4) на уровне текста
Ошибки возникают в связи с неумением определять четкую последовательность высказывания и сохранять её в памяти.
Сформированные к 6-7 годам пространственные ориентировки обеспечивают детям успешное усвоение всех этапов научения письму.
На своих логопедических занятиях (НОЛД) мы работаем над :
-уточнением представлений детей о схеме тела и ближайшего окружения
-формированием умений ориентироваться в направлениях в пространстве
-устранением замен и смешений букв по оптико-пространственным и кинетическим признакам
-развитием мелкой моторики
-умением использовать предметно-падежные конструкции пространственного значения.
В индивидуальной логопедической деятельности с детьми, имеющими проблемы в усвоении предложных конструкций и нарушениями мелкой моторики мы используем :
-сборник Павловой Т. А. «Развитие пространственной ориентировки у дошкольников и младших школьников» М. ,Школьная пресса,2004 г.
-Рабочую тетрадь Павловой Т. А. по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников 2004г.
-Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей (из опыта работы Милостивенко Л. Г. С-Петербург,фирма,Стройлеспечать,2005 г.
В ходе работы над мелкой моторикой,дети с ОНР не только овладевают развитием тонких движений пальцев рук, но и быстрее овладевают правильным произношением звуков.
Одним из интересных приёмов работы над мелкой моторикой является «конструирование» букв из пальцев и карандашей.
Такая необычная деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизводить пальцевую фигуру,стимулирует запоминание графического образа буквы, развивает ловкость движений пальцев и кистей рук, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Работая над мелкой моторики и пространственного ориентирования,мы пришли к выводу, что такие упражнения играют положительную роль в коррекционном обучении детей с ОНР по профилактике дисграфии.
В работе над предложными конструкциями мы используем материал рабочей тетради Т,А, Павловой.
Нами ведется последовательное, длительное обучение детей с ОНР умению понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Дети усваивают с каким падежом существительных или прилагательных употребляются эти предлоги на занятиях по темам «Слова-предметы», «Слова-признаки». Нами включаются в работу предлоги с пространственным значением места :ЗА,НА,ПЕРЕД,НАД,ПОД, а также предлоги, обозначающие движение в пространстве :ОТ,К,ПО,В,ИЗ.
Понятно, что дошкольники с ОНР не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка. Поэтому мы постарались расположить прохождение предлогов в порядке возрастающей сложности. В течении года она такова:ОТ,ОТ-К,ИЗ,ИЗ-В,ЗА,ЗА-В,НА,СО,НА-С,ПОД,ПОД-НАД,ОКОЛО,ВОКРУГ,ИЗ-ЗА,ИЗ-ПОД,ЧЕРЕЗ,МЕЖДУ
Для нас важно, чтобы дети улавливали некоторые закономерности в строе услышанных фраз,а также воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные взрослым.
МЯЧ ЗАКАТИЛСЯ СО СТОЛ.
КУБИК УПАЛ В СТОЛА.
Опыт показывает, что только при такой методике возможно ввести в активную речь ребёнка с ОНР отсутствующий предлог, значительно сократить количество аграмматизмов в падежной форме.
Таким образом, по нашему предположению, развитие пространственного ориентирования у детей с ОНР
-через развитие мелкой моторики
-через работу над предложно-падежными конструкциями пространственного значения
позволяют:
1)регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга,что положительно сказывается на исправление речи детей
2)совершенствовать внимание и память – психические процессы, связанные с речью
3)облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.
Все вышеперечисленное развивает пространственную ориентировку у детей с ОНР и является профилактикой дисграфии при обучении в школе.