Юлия Федорченко
Развитие ранней профориентации у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ранней профориентации у детей дошкольного возраста.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы особенностей развития ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста, а также взаимодействие с родителями и педагогами в этом направлении.
Публикация «Развитие ранней профориентации у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Ключевые слова: дошкольное воспитание, профориентация, ранняя профориентация, взаимодействие с родителями.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу «воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде» [1, с. 93]. Вхождение ребенка в социальный мир не «возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе, и ознакомлением с профессиями. Ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях» [2, с. 13]. Цель такой работы – способствовать эффективному развитию у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности.
Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, была создана определенная развивающая предметно-пространственная среда:
Библиотечка с подборкой книг о профессиях, картотеки пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; физкультминуток; сюжетно-ролевых игр.
Подобраны и изготовлены дидактические, настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал: «Профессии детского сада», «Профессии наших родителей», «Военные профессии», «Профессии людей села и города», «Женские и мужские профессии», «Мнемотаблицы по профессиям», «Знаю все профессии», дидактические игры «Что кому нужно», «Учимся готовить с Поваренком», «Четвертый лишний» и другие.
Для работы с детьми по данному направлению разработали перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка занятий и картотек по ознакомлению с профессиями. Организуя работу с детьми, используем разные формы и методы работы: беседы по ознакомлению с профессиями и профессиональными действиями, чтение произведений детской литературы и разучивание стихотворений о профессиях, выставки рисунков детей, игры, загадки, викторины, просмотр мультфильмов, презентаций с обсуждением, экскурсии, виртуальные экскурсии, наблюдения.
Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий, например фармацевт, военный, рентгенолог. Как правило, на такие встречи приглашаем родителей воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.
Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. Дети с удовольствием участвовали в проектах «Профессия Космонавт», «Мир профессий». Большинство детей выбрали профессии своих родителей.
Разработан план работы с родителями. Организованны консультации: «Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?», «Значение ранней профориентации дошкольников», семинар-практикум «Как знакомить детей с миром профессий». В родительском уголке помещаю рекомендации в виде буклетов, памяток: «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста». «Профессии. Орудия труда», «Почитаем детям».
Для педагогов детского сада подготовили и провели консультации «Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития интереса к профессиям, центры активности их содержание и способы хранения атрибутов», «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Таким образом, проводимая целенаправленная систематическая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.
Список литературы.
1. Антонова М. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – №2. – С. 93–96.
2. Гаврилова Н. Б. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников / М. В. Гаврилова, Н. А. Кулебина, Н. А. Рыбенко, Л. В. Макаренко // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. – №1 (1). – С. 13–15.
3. Гордеева Н. А. Раннее профессиональное самоопределение дошкольников / Н. А. Гордеева, Л. В. Кащеева // Профессиональное самоопределение детей и молодежи : сб. матер. межмуниципальной научно-практической конференции. – Братск, 2017. – С. 43–47.