Консультация «Развитие ребенка от 4 до 5 лет. Осваиваем велосипед, гимнастика, развитие речи, мышления»

Катерина Ильина
Консультация «Развитие ребенка от 4 до 5 лет. Осваиваем велосипед, гимнастика, развитие речи, мышления»

В этом возрасте коренастый пухленький малыш превращается в стройного, гибкого и ловкого ребенка, который умеет прыгать на одной ножке, лазать по шведской стенке, играть с мячом, а нередко даже и плавать.

Осваиваем двухколесный велосипед

Если ребенок 4-5 лет еще ни разу не садился на велосипед, начинать следует с маленького четырехколесного с приставными колесиками. Седло надо отрегулировать по высоте так, чтобы малыш мог сидя доставать носками до земли, а колесики чтобы были примерно на 5 см выше обода большого колеса и подключались, только когда ребенок заваливается.

Поначалу предпочтительнее ножной тормоз. Ручной небезопасен: при резком торможении велосипед может перевернуться. На руль необходимо закрепить звонок и зеркало заднего вида. Оденьте ребенка в джинсовые брюки и куртку, чтобы защититься от ссадин. Не помешает и велосипедный шлем. Конечно, сначала малыш будет ездить медленно и серьезные травмы маловероятны, но надо с самого начала приучать его к разумной осторожности. Учиться лучше всего в парке, на ровных грунтовых дорожках, вдали от машин.

Когда ребенок научится крутить педали, трогаться с места, поворачивать и тормозить, можно открутить колесики и дать ему попробовать ездить без них.

Чтобы научить малыша держать равновесие, придется побегать за ним, придерживая велосипед за седло. Родители изобретают всякие хитрые приспособления, чтобы не двигаться на полусогнутых, - закрепляют на седле держатели, обматывают его скакалкой. Но в любом случае обычно требуется 4-5 дней, чтобы ребенок понял, что к чему. Постепенно вы начинаете давать ему стартовый разгон, после чего отпускаете, он проезжает какое – то расстояние и тормозит. Позже малыш научится разгоняться сам.

«Правило маленького слоненка»

Ребенок на двухколесном велосипеде становится очень мобильным. Чтобы не потеряться, научите его «правилу маленького слоненка». Слоны – замечательные родители, они всем стадом защищают малышей от хищников. Для того чтобы оставаться в безопасности, слоненку достаточно не терять родителей из виду. А для этого он должен периодически проверять, видит ли их, и не убегать туда, откуда их не видно, ведь тогда и они тоже не смогут увидеть его.

!Велосипед – отличный повод научить малыша соблюдать правила дорожного движения.

Займемся гимнастикой

Упражнения с обручем

1. Встать в обруч, ноги на ширине плеч. Присесть, поднять обруч до пояса, наклониться вправо-влево («как неваляшка», выпрямиться. Присесть, опуская обруч на пол, - выдох. Выпрямиться – вдох.

2. Стоя на четвереньках, руки в обруче, передвигаться приставным шагом по окружности. Обойти весь обруч. Немного отдохнуть и снова обойти его на четвереньках, но уже двигаясь в другую сторону.

3. Держа обруч перед собой, повернуться сначала вправо, а затем влево. Дыхание произвольное.

4. Только обруч так, чтобы он покатился по полу. Побежать за ним, догнать и поймать.

5. Обруч в руках, упирается в пол. Поднять обруч вверх, потянуться за ним. Опустить его сначала к плечам, а затем на пол.

Упражнение с мячом

1. Встать, ноги на ширине плеч, мяч держать перед собой в одной руке. Перебрасывать его по дуге из одной руки в другую.

2. Встать, ноги на ширине плеч, руки вперед, мяч перед грудью. Наклониться вниз, вправо, прокатить мяч вокруг правой ноги, делая длительный выдох. Выпрямиться, вдохнуть. Повторить в другую сторону.

3. Встать на четвереньки, мяч перед ногами. Сделать 5-8 шагов вперед, толкая мяч ногами, а затем 5-8 шагов назад, толкая мяч руками.

4. Встать сбоку от мяча и перепрыгнуть через него на двух ногах.

5. Сесть на пол, мяч зажать между ступнями. Опереться правой рукой о пол. Не сдвигая ноги с места, повернуть корпус вправо, левой рукой коснуться пола рядом с правой рукой – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. Повторить в другую сторону.

Мяч хорош тем, что подходит не только для спортивного зала и других закрытых помещений. В него очень весело играть во дворе, в парке, на лужайке или на пляже.

Упражнения со стулом

1. Сесть на стул задом наперед, положить руки на спинку. Развести руки, повращать ладонями вверх-вниз, принять исходное положение – выдох.

2. Сесть на стул. Держась за сиденье, поднять правую ногу вверх, вытягивая носок, - выдох. Опустить – вдох. Повторить с другой ноги.

3. Встать боком к стулу, опереться на него одним коленом. Руки на поясе. Наклониться к ноге, стоящей на полу, - выдох, выпрямиться – вдох. Можно помогать себе руками. Сделать 3-4 наклона и поменять ногу.

4. Сидя на краешке стула и держась руками за сиденье, аккуратно приподняться и сесть на корточки – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох.

Развитие речи и мышления

Развитие монологической речи

Маленькие дети обычно хорошо чувствуют ритм и рифму и без труда заучивают длинные стихи, даже не совсем для них понятные. Так, Д. С. Мережковский вспоминает, что в детстве воспринимал строчку из стихотворения М. Ю. Лермонтова «По небу полуночи ангел летел» как «По небу, по луночи ангел летел» и был уверен, что луночь – это лунная ночь. Но это лишь показывает, насколько уже развиты речь и мышление ребенка, - он с легкостью заполняет непонятное осмысленным содержанием.

Если ребенок расслаблен и никого не стесняется, он любит поговорить, рассказать о том, что с ним происходило интересного. Рассказывать без посторонних подсказок малыш может очень долго и красочно. Играя сам с собой, он часто бубнит себе под нос, комментирует игру, описывая не только действия, но и переживания персонажей. Русский психолог Л. С. Выготский в своих исследованиях показал, что эти монологи, так называемая «эгоцентрическая речь» (то есть речь «для себя», - зародыш внутренней речи, которая сопровождает мышление и деятельность взрослых людей. Она используется, в частности, для решения задач в уме, мысленного планирования, запоминания и припоминания. Малыш буквально «думает вслух». Поэтому взрослым не стоит критиковать идеи ребенка, высказанные в таких монологах, а тем более стыдить его, если, по мнению родителей, он говорит что-то глупое или не приличное: мысли вслух, как и мысли про себя, - дело интимное. Вообще, когда ребенок достигает возраста 4 лет, следует начинать уважать его мнение (это не обязательно соглашаться с ним, иногда достаточно признать: «Ты так думаешь», иначе малышу будет трудно выстроить границы, различить мнение родителей и свое собственное и вся автономность, завоеванная в ходе кризиса 3 лет, будет потеряна.

Дальнейшее усложнение речи

Ребенок уже усвоил все грамматические формы русского языка, хотя еще может ошибаться в сложных и незнакомых словах, а также в исключениях. Он пытается объяснить значение слова на своем, примитивном уровне и иногда бывает очень изобретателен. Например: «Надо говорить не молоток, а колоток, ведь им колотят». В таком случае можно рассказать малышу, что действительно было такое древнее слово, которое обозначало деревянный молоток, но позже его заменили на «колотушку». Название же «молоток» произошло от слова «молотить» - сильно бить. Так раньше молотили хлеб – били колосья цепями, чтобы выбить из них зерна. Этому слову родственно слово «молоть», то есть измельчать.

Рассказы по картинкам

Для развития речи в этом возрасте очень полезно составлять рассказы по картинкам.

1. Подберите или нарисуйте картинки, где в изображении есть какие-то ошибки. Например, дети купаются летом в речке в шубах, шапках и даже на лыжах; девочка в лесу собирает в корзину маленькие домики, растущие под кустами; доктор из шприца наклеивает на руку малыша картинку; мальчик катается на велосипеде с квадратными колесами; чайник с носиком, повернутым вниз; щенок с тремя ушами и т. д.

Сначала спросите ребенка, что на этих картинках неправильно. А потом, если малыш любит фантазировать, поинтересуйтесь: «А как такое могло получиться?»Например: «Доктор изобрел специальный веселый шприц, чтобы дети больше не боялись уколов»; «Ребята вышли гулять зимой, а добрый волшебник решил пошутить и превратил зиму в лето»; «Это такие специальные домики – их сажают на огороде и поливают, и из них вырастают большие дома»; «Мальчик готовится выступать в цирке»; «Это не чайник, это умывальник»; «За спиной щенка спрятался второй щенок».

2. Существуют большие картины с множеством смешных ошибок, которые нужно обнаружить. Есть и картинки с другими заданиями: найти отличия между двумя изображениями или спрятанные однотипные предметы (например, 15 яблок).

3. Познакомьте малыша с замечательной книгой Николая Радлова «Рассказы в картинках». Подписи сначала не читайте. Пусть ребенок сам догадается, что произошло. Если его версия окажется особенной удачной – запишите ее и подклейте рассказ в книгу.

4. Комиксы не сложно делать самим. Можно придумать увлекательную историю, используя фотографии ребенка, картинки, вырезанные из журналов, наклейки или фотошоп. Темы могут быть как взятыми из реальной жизни, так и фантастическими. Все зависит от вашей фантазии и пожеланий малыша. Позже, когда ребенок научится читать, сделайте под картинками короткие подписи. Вполне вероятно, что эта самодельная книга долгое время будет у ребенка любимой.

! Разгадывание ребусов является хорошей подготовкой к чтению.

В 1930-е годы в журнале «Чиж» печатались замечательные комиксы по Умную Машу – девочку, которая неизменно находила выход из любой ситуации.

Публикации по теме:

Диагностическая карта по физическому воспитанию во второй младшей группе Диагностическая карта Фамилия, имя ребенка Физическая культура Баллы Средний балл Уровень развития Умеет ходить прямо. не шаркая ногами,.

Перспективное планирование физкультурных занятий в старшей группе Старшая группа Сентябрь № Название Задачи Мониторинг Развивать умения: сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке,.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация «Развитие ребенка от 4 до 5 лет. Осваиваем велосипед, гимнастика, развитие речи, мышления»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 09:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

22 ноября. День психолога

Свой профессиональный праздник 22 ноября отмечают все российские психологи. Дата празднования была установлена в 2000 году в честь Учредительного съезда Российского психологического сообщества,...

Конспект прогулки «Наблюдение за осенним тополем» в подготовительной группе
Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на территории детского сада. Задачи: Способствовать закреплению знаний о дереве тополь. Учить выделять...
Конспект итогового занятия по ФЭМП «Весёлая математика» подготовительная к школе группа
Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний и умений за учебный год. Задачи: 1. Обобщить знания, полученные в течение года: закрепить счёт и порядок...
Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки
Упражнения с использованием гимнастической скамей ки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах...