Папки-передвижки

Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников

Елена Узлова
Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников

В этой статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также представлен опыт использования инновационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально–волевой сферы, приводит к развитию

Публикация «Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников» размещена в разделах

нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости,

негативизма. Все это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем – на выборе профессии. Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2–6 лет, заикание ограничивает коммуникативные возможности

ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию. Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого–педагогических позиций. Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впервые встречаем в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского (1889) и И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечении заикания включал : а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б)психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.) , в) фармацевтическое и динамическое

лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость

лечебного воздействия по И. А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно–педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами. В комплекс лечебно–педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих мероприятий: устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса,

дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, перевоспитание его личности; формирование правильного социального поведения. Логопед, как основной специалист по преодолению речевых нарушений речи, организует

совместную медико–педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, инструктора по ЛФК, музыкального работника и т. д., использующих свои

методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно– воспитательной работе с заикающимися детьми. Опыт работы с заикающимися детьми позволяет заключить, что весь лечебно–педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные

части: лечебно–оздоровительную и коррекционно–воспитательную. Основной задачей лечебно–оздоровительной работы, которую проводит и направляет врач,

является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление и снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и д. р.).

Основной задачей коррекционно–воспитательной работы, которую проводит и направля- ет учитель–логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся. Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т. к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно–воспитательное воздействие на заикающегося (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т. к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Преимущественной формой в коррекции заикания являются групповые занятия, на которых используется коллектив сверстников для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребенка в коллективе. Работа по коррекции заикания направлена на формирование речевого дыхания, развития

координации и ритмизации движений, обучение ситуативной речи на материале коротких, а затем развернутых фраз, нормализацию просодической стороны речи, переход к спонтанной речи через обучение самостоятельной контекстной речи. В работе с детьми активно используется прием двигательной ритмизации речевого высказывания : во время проговаривания различного по сложности речевого материала дети производят похлопывания кистью руки, притопывание ногой, движения пальцами рук, задающие темп и регулирующие ритм речевых движений. Работая над коррекцией темпа – ритмической стороной речи с детьми – логопатами, возникла потребность в использовании новых эффективных инновационных технологиях. В работе с дошкольниками были разработаны и внедрены в коррекционный процесс тренажеры ритмизации речи: «Лесенка и мячик», «Солнышко и капелька». Цель тренажё ров:

нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе с опорой на наглядность. «Лесенка и мячик» : перед ребенком лежит плоскостная лесенка до 10 ступенек, с мячиком на веревочке. Предлагаю детям сделать вдох и считать слитно до двух (взобраться на две

ступеньки с мячиком, до 3,4,5–10. На каждой ступеньке останавливается мячик – и ребёнок произносит слово. Детям объясняю: «Когда мы поднимаемся или опускаемся по лесенке, мы постоянно поднимаем ноги, не останавливаемся (чтобы быстрей дойти и не упасть). Фраза звучит слитно и ритмично. Речевой материал подбирается соответственно лексической теме и этапам коррекционной работы: «Мы идем, мы идем громко песенку поем», «Солнышко и капельки». Принцип работы с пособием тот же, что и на лесенке. Перед ребёнком лежи солнышко с лучиками и капелька на верёвочке. На каждом лучике останавливается капелька «отдыхает», и ребенок произносит слова: считалки, загадки, дни недели и др. «Перехват». Цель тренажё ра: развитие чувства ритма, силы, и высоты голоса, координации движений, формирование интонационной выразительности речи. Описание: каждому ребенку даю в руки веревочку с 8–16 ощутимыми узелками и связанными концами. Проговаривая речевой материал, ребенок хватается за узелок на каждый ударный слог, тем самым, ритмизируя свою речь. Если узлов 8, то после второй строки перехват продолжается повторно.

Я хватаюсь за веревку, правой ловко, левой ловко. За узлы ее беру – и играю и пою. Речевой материал для работы с веревочкой подбирается соответственно лексической теме и этапам коррекционной работы. Выполнять задание с веревочкой можно и сидя и стоя. Необходимо следить, чтобы дети не напрягались и не поднимали плечи. Одной из звеньев в цепочке комплексного подхода в устранении заикания является обучение детей выделять гласные в слове (работать с опорой на гласные, особенно для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлиненно гласных звуков облегчает речь, ритмизирует, снимает речевые судороги. Для эффективности работы подключаю ведущую руку ребенка. Для этого вида работы я разработала практический материал в виде индивидуальных листов. Это пособие является хорошим средством индивидуализации, снимает трудности в подборе наглядного материала к занятиям с детьми, а качество усвоения коррекционных этапов

возрастает. Каждый лист представлен определенным речевым материалом и формами малого фольклора, рисунком, выполненным в цвете и его контурным изображением. Рядом с текстом напечатаны кружочки или палочки по количеству гласных букв. Дошкольник проговаривает речевой материал, сопровождая текст нажатием на палочки или кружочки (шагает по кружочкам пальчиком, что ведет к снятию речевых судорог. Используя листы, закрепляем с детьми цветовую гамму, развиваем мелкую моторику, ритмизируем речь, идет работа над психическими процессами (память, внимание, мышление, вырабатываем ритм внутренней речи. Индивидуальные листы систематизированы по лексическим темам:

«Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Цветы», «Насекомые».

Даю детям задания: «Послушай и отгадай загадку», «Слушай и нажимай на кружочки (шагай)», «Разукрась отгадку», «Повтори загадку, шагай по каждому кружочку».

Работа со всеми тренажерами – не игра, а упражнения для формирования правильной свободной от заикания речи. Самое главное на занятиях поддержать интерес у ребенка, не вызывая утомления.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания «Лети, бабочка!» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того.

Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Консультация для педагогов на тему: Развитие речевого дыхания у дошкольников. Подготовила учитель-логопед: Мурадханова Луиза Джумалиевна.

Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Консультация для педагогов на тему: Развитие речевого дыхания у дошкольников. Подготовила учитель-логопед: Мурадханова Луиза Джумалиевна.

Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников. Задачи: 1. Формировать представление о значимости.

Круглый стол «Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению речевого недоразвития у дошкольников»Круглый стол «Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению речевого недоразвития у дошкольников» Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель.

Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников»Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития.

Консультация «Развитие речевого дыхания»Консультация «Развитие речевого дыхания» Для четкого произношения звуков и ясной дикции необходимо хорошо поставленное речевое дыхание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный,.

Способы развития речевого дыхания у дошкольниковСпособы развития речевого дыхания у дошкольников Речь - это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников
Опубликовано: 29 июля 2018 в 18:11
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД