Приложение МААМ

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию. (11 фото)

ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования инновационных технологий на занятиях по конструированию

Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

Одно не отделимо от другого. Комплексная реализация коррекционных и общеобразовательных задач в нашем детском саду у детей с общим недоразвитием речи может быть обеспечена межпредметными связями.

Публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию,» размещена в разделах

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Как педагог с двадцатилетним педагогическим стажем, я разделяю мнение психологов и педагогов, что конструирование является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как в его ходе в значительной степени определяются как познавательные и практические действия, так и дидактическое мышление. Характер конструктивной деятельности, ее виды исследованы в трудах А. Р. Лурия, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Подъяковой, В. Ф. Изотовой.

Я считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику.

Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д., что благотворно для детей с общим недоразвитием речи.

В современной педагогике выделяют 2 вида конструирования : техническое (из строительного материала, деталей конструктора, модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала). При техническом конструирование дети отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При художественном конструировании, дети не столько отображают структуру образов, сколько выражают свое отношение, передают характер, пользуясь цветом, формой, фактурой.

Существует новый вид - компьютерное конструирование. Оно, как и конструирование из бросового материала, может носить как технический, так и художественный характер.

Занятия по развитию интеллектуальных и креативных способностей с детьми я начинаю с технического вида конструирования со средней группы.

Я использую конструкторы - "Лего", деревянные конструкторы "Развитие", строительный материал, мягкие модули, кнопочные конструкторы. Особенно интересны последние. Кнопочные конструкторы обладают такими качествами, которые позволяют проводить занятия очень интересно, эмоционально, с большей пользой, развивать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а также его личностные качества.

Со среднего возраста я знакомлю детей с "Лего" - конструированием. Вначале постройки носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов.

Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

На начальном этапе проблемы связаны с неразвитостью мелкой моторики, слабой ориентировкой в пространстве. В нашей группе есть графический модели, по которым дети учатся строить предметы, а так же много мелких игрушек, изображающих людей, животных, транспорт. Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для зайца, не вообще самолет, а самолет для гномика. Выполняют дети постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Африканские звери заболели" - строим самолет и доктора Айболита, "У котенка нет друзей" - ему нужна помощь.

При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.

В старшем возрасте перед моими воспитанниками открываются широкие возможности для конструктивной деятельности. Они учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета. Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции. Для этой работы используют "графические модели". Дошкольники учатся анализировать их, размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер. В них включаются элементы экспериментирования. Детей ставлю в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения задачи и его исправления. Эти занятия носят познавательный характер. На них идет обсуждение тем, связанных с тематикой совместной деятельности с логопедом - "Насекомые", "Домашние животные", "Животные жарких стран". Мои воспитанники изучают животных и учатся создавать их технические аналогии.

Художественный вид конструирования находит свое применение со второй половины среднего возраста (из бумаги, а к концу года из природного материала. Интересна технология изготовления поделок из бросового материала - "Чудеса для детей из ненужных вещей" М. И. Нагибиной. Для изделий я использую пустые коробки из-под обуви, конфет, печенья, спичек, картона, поролона. Работая с этим материалом, ребенок получает информацию о дополнительном применении предметов, расширяет кругозор, учится моделировать, самостоятельно находить варианты их использования. Неоценимая роль этого вида конструирования и для обогащения словаря. Не просто бумага, а ее вид (наждачная, гофрированная, бархатная). Через тактильную информацию дети обогащают словарь определений (шершавая, писчая, картонная, газетная, альбомная, гладкая, твердая, мягкая, тонкая, цветная). Идет пополнение и глагольного словаря: смять, порвать, разрезать, проколоть, склеить, согнуть, намочить).

Работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов способствует развитию мелкой моторики, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами.

В подготовительной к школе группе наиболее полно используется мною технология изготовления поделок из бумаги - "Оригами", описанная Т. И. Тарабариной. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, оречевляя их (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание). Оригами развивает у детей точные движения пальцев, способствует концентрации внимания, развивает воображение и художественный вкус, стимулирует и развивает память, знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, активизируются мысленные процессы, трудовые умения.

В этом возрасте практикую технологию изготовления поделок из теста, снега, глины - "Школа лепки" В. С. Горичевой, М. И. Нагибиной. Данная технология не только развивает руку ребенка, но и пополняет его речь глагольными формами (скатать, раскатать, прилепить, примазать, залепить, качественными прилагательными, упражняет в назывании пространственных предлогов.

В практике работы широко использую Бумагопластику - один из самых простых, увлекательных способов работы с бумагой. Она предложена Г. И. Долженко в книге "100 поделок из бумаги". Бумагопластика менее трудоемкая, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, выполненные детьми, смотрятся как произведения искусства. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию. Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам.

Можно много говорить об активизации речи при изготовлении коллективных работ. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. На подобных занятиях меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь. Уже к середине учебного года становятся заметны позитивные изменения в планирующей речи детей. Индивидуальные беседы, вопросы, рассматривание картин способствуют расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали процесс изготовления поделок.

Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, я помогаю воспитанникам понять окружающий мир и свое место в этом мире. В результате целенаправленной системы обучения детей с различными нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики их речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса. Я уверена, что мои дошкольники, владеющие конструктивными навыками, в школе не будут испытывать проблем с письмом, так как у них достаточно сформирована зрительно-моторная координация и ориентировка в пространстве.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию.
Фото №1 Чуковский отмечал что воспитание речи есть всегда воспитание мысли Фото №2 Одно не отделимо от другого Фото №3 Комплексная реализация коррекционных и общеобразовательных задач в нашем детском саду у детей с общим недоразвитием речи может быть обеспечена межпредметными связями Фото №4 Публикация Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию размещена в разделах Конспекты занятий Фото №5 Все конспекты Конструирование ручной труд поделки ОНР Фото №6 Конспекты занятий ОНР Фото №7 Общее недоразвитие речи Развитие речи Фото №8 Конструирование ручной труд поделки конструктивной деятельности ее виды исследованы в трудах А Фото №9 Я считаю что особенность конструктивной деятельности заключается в том что она как и игра отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста Фото №10 Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса позволяет уберечь от излишнего дидактизма утомления активизирует частую смену позиций сидя стоя на ковре за столом и т
Публикации по теме:

Дидактический альбом «Дикие животные»Дидактический альбом «Дикие животные» Уважаемые коллеги!Создала дидактический онлайн-альбом "Дикие животные».Он предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с общим.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию.
Опубликовано: 10 января 2013 в 18:09
+70Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по конструированию.» (включая файлы) размещена пользователем ТАТЬЯНА СИВЦЕВА (УИ 54116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 119.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД