Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры

Демкина Ольга
Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры

«Развитие речевой активности дошкольников по средством театрализованной игры»

(Вступление)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей (слайд 2, это обусловлено рядом негативных факторов. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов ребенка. Поэтому развитие речи у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

(Cлайд 3)

Проанализировав исходную ситуацию, проведя психолого-педагогический мониторинг речевого развития детей, я увидела, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Возникла идея о целесообразности использования в своей работе таких средств, которые бы способствовали развитию речевой активности детей, для меня этими средствами стали театрализованные игры.

(Cлайд 4) (Понятие театрализованной игры)

(Слайд 5)

Театрализованные игры позволяют решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

(Слайд 6)

Работу по созданию системы мероприятий развития речевой активности детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр я выстраивала в несколько этапов.

(Слайд 7)

На первом этапе: изучила работы известных педагогов-новаторов которые занимались исследованием развития речи детей дошкольного возраста, работы А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной,, Д. Б. Эльконина и других авторов.

Мной был проведен анализ речевой развивающей среды группы по оснащению дидактическим и игровым материалом с учетом основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.

(Слайд 8-10)

Совместно с родителями моих воспитанников создавалась развивающая среда: подбор детской литературы, иллюстраций, игрушек, демонстрационного и раздаточного материала, разных видов театра.

(Слайд 11)

На основе проделанной предварительной работы мною была намечена Цель моей деятельности: а именно создание таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию речевой активности детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели я выделила ряд задач: приоритетной из которых для меня стала активизация словаря детей через театрально-игроаую деятельность.

(Слайд 12)

Используя театрализованные игры в совместной деятельности, я увидела, что они способствуют развитию многих сторон личности дошкольника:

- мимика, пантомимика, восприятие, воображение, мышление, внимание, память, умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

(Слайд 13)

Но особое значение их велико для активизации разных сторон речевой деятельности детей:

(Слайд 14)

Театрализованные игры помогают мне решать следующие задачи:

1. Воспитательно-образовательные:

-обогащение знаниями, умениями, навыками;

-развитие интереса к литературе и театру;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

-формирование норм поведения;

-воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Частные:

-усвоение элементов речевого общения

-усвоение богатства родного языка; (жестов, мимики, интонации);

-активизация и пополнение словаря;

-совершенствование грамматического строя речи;

-развитие тонкой моторики рук.

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Каждая из указанных задач имеет свои сильные стороны.

(Слайд 15)

Классифицируются театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

игры-драматизации и режиссерские игры.

(Слайд 16)

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

В своей деятельности я использую различные виды драматизации

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

режиссерские игры определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

настольный,

плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

катушечный;

ложковый;

баночный;

кулачковый и т. д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

(Слайд 17)

При организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию речевой активности учитываю основные принципы организации театрализованной игры.

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой и художественный компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой.

4. Все принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

В совместной деятельности использую следующие методы и приёмы обучения

Игровые:

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

Словесные:

Повторение речевого материала

Вопросы

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Договаривание слов, фраз

Похвала

Наглядные:

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями

Использование игрушек, персонажей кукольного театра

(Слайд 18)

В содержание занятий по речевому развитию поэтапно включалась

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Листочки летят по ветру и падают на дорожку») .

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»)

(Слайд 19)

Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определённых требований:

Содержание и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.

(Слайд 20)

При использовании театрализованных игр я выделила несколько обязательных правил:

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно, до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо каждую роль обсудить, «проговорить»

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение

Правило мудрого руководителя. Развитие театрализованных игр зависит от уровня образовательной работы в группе.

(Слайд 21)

По итогам анализа родительских мнений мною были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформлен информационный стенд и папки-передвижки о системе педагогических мероприятий по развитию речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную игру. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием участвуют в краткосрочных и долгосрочных проектах.

(Слайд 22)

В итоге проведенной работы я увидела значимость театрализованных игр для развития речевой активности дошкольников, а именно;

дети стали более раскрепощенными, открытыми,

возрос уровень развития их общей и мелкой моторики, уровень сценического мастерства и речевой деятельности, игровых навыков и творческой самостоятельности.

В результате проведенной работы я могу отметить что 10% детей научились действовать самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное.

К среднему уровню отнесены дети, которые эпизодически могут выбирать тему, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к низкому уровню отнесли 40%. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета, не могут дополнить предложенный вариант, У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования Современные требования к качеству дошкольного образования предполагают поиск новых средств к организации познавательной деятельности дошкольников,.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм,.

Проект «Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников посредством инновационных технологий» АКТУАЛЬНОСТЬ Речь – одна из самых сложных высших психических функций человека. Способность к членораздельной речи является наиболее значимым.

Программа по самообразованию «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры»Программа по самообразованию «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры» Подготовила воспитатель 1 категории: Лыкова Е. М. 2016г. г. о. г. Шахунья Пояснительная записка Ранний возраст – уникальный период развития.

Программа по самообразованию: «Развитие речевой активности дошкольников». Программа по самообразованию тема: «Развитие речевой активности дошкольников» (сентябрь 2014 - декабрь 2017) 1. Актуальность. Совершенствование.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством экологической игры Рабочая программа Белово 2014 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Родничок» комбинированного.

Развитие речевой активности детей с использованием информационно-коммуникационных технологий В последнее время в дошкольном образовании происходят большие перемены, связанные с внедрением ФГОС ДО. Практика работы дошкольных учреждений.

Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника Речевое развитие дошкольников. Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника. Цель: эффективность.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 21:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект логопедического занятия «Звук [И], буква И»
Конспект логопедического занятия «Звук И, буква И». Цель: Создание условий для закрепления правильного произношения звука [И], знакомство с буквой И....
Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида
Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Вид проекта: познавательно-исследовательский , творческо-информационный Участники...
Советы родителям «Учимся наблюдать за изменения в природе. Октябрь»
Во время прогулки обратите внимание малыша на то, что не слышно птичьего пения. Лишь изредка можно услышать чириканье воробья или воронье карканье....
Фотоотчёт «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек». Часть 11 — «Ели в разных стилях»
Мы живём в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели представляет себе большинство людей. Красота - это что-то...
План-конспект НОД по аппликации в средней группе «В магазин привезли красивые пирамидки»
План-конспект НОД по аппликации Тема: «В магазин привезли красивые пирамидки» Цель: учить детей правильно держать ножницы на руках во время работы; учить...