Аля Орлова
Развитие речевых навыков с помощью логоритмики (советы для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. А если у ребенка имеются нарушения речи? Предлагаем несколько упражнений по логоритмике. Использование методов логоритмики помогут в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.
Публикация «Развитие речевых навыков с помощью логоритмики (советы для родителей)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно - побуждают к общению. Логоритмика полезна всем детям. Регулярные занятия способствуют нормализации речи детей, формируют положительный эмоциональный настрой. Родители могут эти несложные упражнения выполнять с ребенком дома.
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК»
Игровой материал: мягкие шерстяные клубки.
Методика проведения. Ребенок держит в руках мягкий шерстяной клубок и начинает пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Упражнение стимулирует протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Затем берет другой клубочек. После того как ребенок понял, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, можно на полу выложить различные узоры из ниток, для озвучивания.
«ПОЮЩИЙ МЯЧ»
Игровой материал: мячи разного типа и размера. Можно использовать и другие предметы, например мешочки с фасолью или обручи, чтобы перекатывать по полу.
Методика проведения. Ребенок садится на пол, родитель с 2-мы инструментами находится рядом. Предварительно оговаривается, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Ребенок бросает или перекатывает мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет взрослый.
Движение мяча сопровождается вокальной импровизацией с использованием гласных звуков.
«БЕЛКА»
Игровой материал: скорлупки грецких орехов.
Методика проведения. Ребенок отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевает:
По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти - та-та
Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти - та-та
Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та
Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та
«МУЗЫКА НА КУБИКАХ»
Игровой материал: 4 кубика, на плоскостях, которых написаны простейшие ритмические схемы, музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Ах вы, сени».
Методика проведения. Ребенок бросает кубик, и читает ритмическую запись на оказавшейся сверху стороне, используя ритмослоги (та — та, ти-ти-ти — та). Затем воспроизводит предлагаемый ритмический рисунок хлопками в ладоши или исполняет на инструменте.
Можно предложить подобрать слово, отвечающее заданной ритмической схеме. Подобранные слова помогут ребенку в дальнейшем, быстро ориентироваться по схемам во время игры в оркестре.
«ЧУДО-ДОМИК»
Игровой материал: сказочный домик, музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник и т. п.).
Музыкальный материал: «Ежик», музыка Д. Кабалевского; «Лягушка», музыка В. Ребикова; «Слон», музыка К. Сен-Санса.
Методика проведения. Взрослый говорит: «К нам домой пришли гости, но где же они спрятались? Может быть, здесь.» и показывает на сказочный домик. Включает мелодии знакомых произведений о животных. Ребенок узнает мелодию и называет характерные признаки животных, используя прилагательные.
«ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК»
Методика проведения. Ребенок берет за руку взрослого, идут вместе по кругу и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
«ВЕТЕР, ВЕТЕР.»
Методика проведения. Ребенок имитирует дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра нужно широко открыть рот и подуть на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: ты можешь ощутить его, услышать, увидеть.
«ЧТО?», «ГДЕ?»
Методика проведения. Взрослый читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Ребенок повторяет эти движения за взрослым.
Вот глаза у нас какие:
Голубые-голубые, Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза.
Носик — пуговкой у нас, Указательный палец поста вить на кончик носа, медлен но приблизить к нему глаза.
Брови — ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой — левую.
Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей.
Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке.
Щечки, шейка, Мягкие поглаживания по щекам; обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника.
Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны.
Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке.
И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке.
«ГРЕЧНЕВАЯ КУКОЛКА»
Игровой материал: «Гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова — ватой).
Методика проведения. Перебирая пальцами туловище куколки, взрослый вместе с ребенком произносит различные потешки. Например:
Вот какие мы большие —
Не малюсенькие.
Вот такие, вот такие,
Вот такусенькие!
Ножки мыли?
— Мыли!
— Ручки мыли?
— Мыли!
— Щечки мыли?
— Мыли!
— Все помыли!
И теперь мы чистые, зайчики пушистые!