Евгения Журбина
Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации)
В повседневной работе с детьми мы обратили внимание на то, что они испытывают определенные трудности при пересказе художественных произведений или сочинении собственных историй. Им трудно составить план текста, чтобы последовательно передать объективное содержание, воспроизводя наиболее значимые по смыслу эпизоды. Особенно важно это для детей 6—7 лет, так как умение выполнять простые действия во внутреннем, умственном, плане является одним из необходимых условий готовности ребенка к учебной деятельности. У детей 6—7 лет можно сформировать умение связно пересказать текст и сочинять собственную историю. Сочинение историй основывается на специальном предварительном речевом планировании.
Публикация «Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации)» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Обучение предварительному планированию можно осуществить на основе пересказа детьми различных текстов, что существенно поможет проявлению произвольности функции воображения. В развитии воображения ребенка на протяжении дошкольного периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:
1. Увеличивается объем сохраняемых представлений.
2. Благодаря росту культуры восприятия, представления о предметах и явлениях становятся все более осмысленными, четкими и дифференцированными. Вместе с тем, они приобретают все более обобщенный характер.
3. Представления становятся связными и системными. Они могут быть объединены в группы, категории или картины.
4. Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.
5. Становясь осмысленными, представления все больше подчиняются управлению.
Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное обучение детей построению и использованию моделей (во внешнем и внутреннем плане) как для последовательного и осмысленного пересказа художественного произведения, так и для сочинения собственных историй.
В работе с детьми удобнее всего использовать сказки.
Сказка — один из наиболее доступных для дошкольников жанров детской художественной литературы. Она отличается четкой структурной организацией. Четкость членения сказки на смысловые части, которые носят характер эпизодов, отличающихся друг от друга составом персонажей и характером их действий, позволяет строить ее модель, передающую развитие содержания (временные отношения) через последовательность основных эпизодов (пространственная модель).
Обучение детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения собственных историй предполагает четыре этапа:
1. Введение «опредмечивающего» образа на материале овладения действиями замещения (вторая младшая группа).
2. Двигательное моделирование (средняя группа).
3. Использование готовой модели при пересказе сказки (старшая группа) .
4. Использование готовой предметной модели при создании собственных произведений, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения (подготовительная к школе группа).
Отнесение того или иного этапа к определенной возрастной группе достаточно условно, так как зависит от уровня развития конкретных детей.
основная задача — развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов : подбор заместителей по определенному признаку.
Детям дается задание на принятие замещения предметов по заранее выделенному признаку. Для отработки умения выбора заместителей можно использовать дидактическую игру «Какая это игрушка?», а также следующие сказки: «Три медведя», «Репка», «Теремок».
Воспитатель читает детям сказку, после чего им предлагается подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство их достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая легкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми признаках объекта.
Игра «Какая это игрушка?»
В этой игре может участвовать вся группа, но лучше ее проводить по подгруппам из 3—7 человек.
Дидактическая задача: научить придумывать разнообразные ответы основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.
Материал: набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек, картинки.
Возможные варианты ответов: неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, корабль, кукольная ванна, ведро, мисочка, формочка, пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус, мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо от машины, обруч, руль, собака, кошка, утёнок и т. д.
Воспитатель предлагает детям, глядя на картинку с изображением геометрических фигур, придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка.
Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы играющие не повторяли ответов друг друга.
При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал, первым.
При проведении игры детям можно предложить не более 5— б картинок.
Примечание. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.