МААМ-картинки

Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества. Реализация творческого проекта

Елена Саянова
Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества. Реализация творческого проекта

Тема проекта: «Развитие речи детей 2-3лет посредством устного народного творчества»

Тип проекта: информационно-творческий, игровой

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май 2022г.)

Участники проекта: воспитатель, воспитанннки, родители

Актуальность темы.

Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества, Реализация творческого проекта» размещена в разделах

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки). Знакомство с ними обогащает чувства ребенка, речь, формирует отношение к окружающему миру. Общаясь с вновь прибывшими детьми, я обратила внимание на то, что у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью. Чтобы дети как можно лучше могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, я поставила перед собой цель развивать познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель проекта: развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

-Развивать речевую активность детей.

-Развивать у детей зрительное внимание, память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

Этапы реализации проекта:

Первый этап :

- постановка цели и задач, определение методов и форм работы

- подбор фольклорного материала

Второй этап:

-организация совместной практической деятельности с детьми

Третий этап:

-обобщение результатов работы

-формулировка выводов на основе проведения мониторинга речевого развития детей на конец года.

Методы и приемы:

-наглядный метод (рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам)

-словесный метод (чтение сказок, потешек, разучивание и проговаривание потешек, прибауток, песенок, колыбельных, закличек,отгадывание детьми загадок)

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры)

Формы работы:

-Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений (во время утренней гимнастики, умывания, кормления, одевания, укладывания спать, прогулок).

-Чтение сказок, потешек.

-Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.

-Разучивание и проговаривание потешек, прибауток, песенок, колыбельных, закличек.

- Прослушивание аудиозаписей сказок, потешек, прибауток, колыбельных.

-Отгадывание детьми загадок.

-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек: «Теремок», «Сорока-белобока», «Репка», «Этот пальчик-папа».

-Речевые игры: «Расскажи сказку по картинке», «Позови свою маму», «Дарики, дарики, летели комарики».

-Дидактические игры: «Узнай потешку по картинке», «Выложи сказку», «Кто в сказке лишний?»

-Дидактические игры по развитию речи с элементами фольклора.

-Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси, гуси», «Скачут по дорожке желтые сапожки», «У медведя во бору».

-Инсценировки сказок, потешек.

-Оформление буклетов по развитию речи: «Потешки на все случаи жизни»,«Потешки в жизни нашей группы», «Устное народное творчество. Песенки, колыбельные».

-Беседы для родителей : «Фольклор как средство развития речи ребенка», «С пальчиками играем, речь развиваем».

-Оформление буклетов по развитию речи: «Потешки на все случаи жизни»,«Потешки в жизни нашей группы», «Устное народное творчество. Песенки, колыбельные».

-Родительские собрания на темы:«Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка», «Роль сказки в развитии речи и эмоций ребенка».

- Открытое занятие по развитию речи «Русские народные потешки».

В нашей группе созданы определенные условия для развития речи детей посредством устного народного творчества.

Оборудован уголок речевого развития, который включает в себя следующие материалы:

-Выставка книг с различными жанрами фольклора.

-Информационная папка «Потешки на все случаи жизни».

-Картотека «Русские народные потешки».

-Картотека загадок для детей младшей группы.

-Картотека пальчиковых гимнастик, основанных на фольклорном материале.

-Картотека русских народных игр для детей 2-3х лет.

-Картотека дидактических игр по развитию речи с элементами фольклора.

-Дидактическая игра «Выложи сказку».

-Дидактический куб «Узнай героя сказки по силуэту»

-Лэпбук «Русские народные сказки».

- Различные виды театров: театр на тарелочках (по русским народным потешкам, пальчиковый театр (по сказке «Колобок», настольный театр (по сказке «Маша и медведь, театр картинок, театр масок и шапочек (по русским народным сказкам, театр на палочках (по сказке «Колобок», варежковый театр (по сказке «Теремок», ложковый театр по сказке «Курочка Ряба», настольный театр по сказке «Репка», театр би-ба-бо «Ладушки, ладушки».

Результативность:

-К концу года сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.

- Словарь детей обогатился новыми словами.

- Сформирован интерес к произведениям устного народного творчества.

- Дети овладели навыками общения с взрослыми и сверстниками

- У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Перспективы в работе:

В перспективе вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества.

Дальнейшую работу считаю нужным направить на:

-Продолжение работы по составлению картотек по произведениям устного народного творчества для детей младшего дошкольного возраста.

- Пополнение уголка речевого развития дидактическими играми и пособиями по развитию речи посредством устного народного творчества, а также театрализованными играми.

-Пополнение аудиотеки записей сказок, песенок, колыбельных, потешек.

-Пополнение уголка ряженья элементами русского народного костюма и атрибутами к русским народным сказкам.

-Пополнение речевой развивающей среды в группе с привлечением родителей.

-Оформление наглядной агитации для родителей по развитию речи ребенка средствами устного народного творчества.

Список использованной литературы:

Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М. : Белый город,2010.

Афонькина Ю. А. Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Речевое развитие». – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2013

ВыготскийЛ. С. Детская речь. - www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol2.pdf

Гербова В. В. «Развитие речи детей в детском саду. Вторая группа раннего возраста». (М. : «Мозаика-Синтез», 2014 г.)

Денисенкова Н. С., Веракса Н. Е., Борисова М. М., Веракса А. Н., Денисенкова Н. С., Шиян И. Б., Шиян О. А. Диагностика и развитие дошкольников. – М. : Рид Групп, 2011

Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Академия, 2000

Семенова Т. Н. «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста» - журнал «Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева». 2017 № 3 (95) Ч. 1. - https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-poteshek-v-sisteme-ranney-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya

Сохин Ф/А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. Электронный каталог - http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:92836/Source:default

Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей дошкольного возраста. - http://s-soln-kuyby.edusite.ru/sveden/files/fe5af069-e524-425d-aad9-55360653e2cb.pdf

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пр. МОИН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Новогодняя выставка семейного творчества «Чудо — ладошки» (реализация творческого проекта «Волшебные ладошки» 2 мл. группа).Новогодняя выставка семейного творчества «Чудо — ладошки» (реализация творческого проекта «Волшебные ладошки» 2 мл. группа). В нашей группе реализуется творческий проект "Волшебные ладошки" (2 младшая группа). Срок реализации проекта: долгосрочный (1 год). Цель.

План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик»План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик» Октябрь Тема: «Коллективная работа «Петушок из осенних листьев». Цель: Продолжать способствовать овладению детьми творческой продуктивной.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Реализация познавательно-творческого проекта «Опять весна»Реализация познавательно-творческого проекта «Опять весна» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества. Реализация творческого проекта
Опубликовано: 18 мая 2022 в 15:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД