Лучший педагог года

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей

наталья глухова
Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей

Развивая речь - мы вступаем на путь познания

Развивая мысль - мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

Публикация «Развитие речи детей 4–5 лет, Консультация для родителей» размещена в разделах

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное

выражение своих мыслей);

расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь

(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и

уместное употребление слов) .

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребнок, тем большее влияние на его

речевое

развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,

некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.

Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребнка

внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого

поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создат

ребнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать

мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении

предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать

грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут»

вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги иродители должны исправлять

подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления

слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребнка

обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень

культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые

формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей

грамматически правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,

разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с

монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев

это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для

передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребнку один и тот

же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребнок сразу же заметит

разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям,

обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать

интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для

этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,

умение внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия

не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и

педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте

совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте

стихи –это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и

значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в

прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только

интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,

лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,

стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. –подарят радость

от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач

развития речи.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни –освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить

назначение предмета, функциональные («мяч –это игрушка, в него

играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным

(антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и

явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением –мебель, одежда, обувь и т. п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование.

Речь детей становится более связной и последовательной;

совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. В речи детей пятого года жизни встречаются следующие

нарушения:-не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;-

у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:-

имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде ичисле, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой

предложения и части высказывания.

ПОМНИТЕ!

-Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт

речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей,

т. е. овладение речью находится в

прямой зависимости от окружающей

ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал

правильную, грамотную речь.

-Важной стороной речевого развития является правильное

произношение звуков. Ошибки в произношении -основа многих школьных

трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно

вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

-Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если

это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки

исчезнутсами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите

ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в

парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте

окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от

ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,

объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,

выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь

малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

-Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с

ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

-Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и

читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только

приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные

качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и

забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях

сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет

знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые

шаги в овладении монологической речью

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского

писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не

поучения, а примеры!». Поэтому родитель всегда должен помнить, что

лучшее учение –это пример, а правильная грамотная речь -результат общения взрослого с ребенком.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей от 0 до 7 лет» Цель консультации: ознакомить родителей с основными этапами развития речи ребенка раннего возраста. Задачи: 1. Привлечь внимание родителей.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в семье» " Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье". (Е. И. Тихеева) Благоприятная языковая среда в семье - условие.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и развитие речи» Консультация для родителей Пальчиковые игры и развитие речи Если вы хотите чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не.

Консультация для родителей. Развитие активной речи детей (из опыта работы в первой младшей группе) Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОЛОНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД».

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки. Которые питают источник.

Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей. Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние.

Автор публикации:
Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 22:35
+130Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД