Получи документы

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками

Ирина Антоненко
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам наблюдаются нарушения речи : дети не умеют передавать свои эмоции, проявлять артистические способности, интонировать, воспринимать различных оттенков речи.

Опыт показал, что сказка является отличным средством устранить этих проблем. Сам процесс взаимодействия со сказкой тесно связан со всеми образовательными областями, однако первостепенное значение отводится речевому развитию.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками» размещена в разделах

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. (Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний).

Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей :

• Словаря;

• Грамматического строя;

• Диалогической и монологической речи;

• Совершенствованию звуковой стороны речи.

Очевидно, что сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Развитие связной речи дошкольников осуществляю через разнообразные формы взаимодействия со сказкой. Во время образовательных событий по речевому развитию дети средней группы пересказывают, составляют творческие рассказы, в старшей группе сочиняют сказки, придумывают небылицы. Образовательные события по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Для детей подготовительной группы часто создавала проблемные ситуации, например, «Незнайка во всех словах звук Ш меняет на С» или «Как рассмешить царевну Несмеянну с помощью игры со звуками?» и т. д. Дошкольники воспринимают сказки за действительность, поэтому речь развивается непосредственно, дети легко включаются в различные речевые игры со сказками, на которых хотела бы остановиться подробнее.

1. Игра «Задай вопрос герою сказки».

По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки «Колобок» (деду, бабе, колобку, зайцу и т. д.). Этому ребенка надо учить. Сначала мы с детьми вместе «задаём» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос. Например: Никита, спроси бабушку, где она взяла муки, чтоб испечь колобка. Никита спрашивает «Бабушка, где ты взяла муки, чтоб испечь колобка?». На первом этапе таких вопросов достаточно. Далее мы начинаем предлагать детям самим сформулировать вопрос к сказочному герою.

2. Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с детьми проводим такую работу:

• придумываем несколько однокоренных слов ( Например: сказка «Колобок», предлагаю ребёнку назвать героев сказки так, как его называют в сказке, затем название героя ласково и т. д., подбирая однокоренные слова: заяц, зайчонок (маленький, зайчище (огромный, заячий (след);

• составлять предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Колобок катится»«Колобок катится по дорожке»«Колобок катится по дорожке, а на встречу»«Колобок катится по дорожке, а на встречу ему заяц» и т. д.

3. Игра «Сообщи герою о чем-нибудь».

Дети в младшем дошкольном возрасте не плохо разбираются в современной электронной технике, поэтому я придумала такую игру, как «Напиши сообщение для сказочного героя». Именно любимые герои сказок будут первыми объектами такого общения. Сначала мы решаем вместе с ребенком, кому лучше отправить записку, кому — письмо, а кому — SMS-сообщение. Начинаем сочинять вместе (ребенок говорит, педагог записывает со слов ребёнка, затем вместе читают и обсуждают написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Например:

- Ваня, что ты хочешь написать колобку?

- Я хочу написать колобку СМС.

- Давай запишем, диктуй, а я буду записывать.

- Колобок, в лесу живёт хитрая лиса, будь осторожен.

- Ира, что бы ты сообщила лисе?

- Я бы ей написала письмо. (и так продолжается игра по сюжету сказки)

Телеграмма, записка, письмо, SMS-сообщение, скорее всего, по своему эмоциональному настрою будут различными и выражать разные эмоции: восхищение, благодарность, возмущение, гнев. В первую очередь это будет зависеть от того, какому сказочному герою отправляется письменное обращение, во вторую — от эмоционального настроя самого ребенка.

Такими письменными обращениями мы формируем не только устную и письменную речь ребенка, но и нравственные начала.

4. Использование пословиц и поговорок.

К 5-ти годам дети знают некоторые русские народные пословицы и поговорки.

Например: предложить детям вспомнить поговорку о медведе «Шапка да шубка, вот и весь мишутка». Другой вариант работы с детьми, зачитываю пословицу или поговорку детям, затем вместе с детьми обсуждаем к какому герою сказки она подходит. Например пословица «Любопытной Варваре, на базаре нос оторвали». Сначала вспоминаем значение пословицы, затем ведём рассуждение с детьми по сказке «Колобок». Ребёнок рассуждает «Это пословица относится к колобку, он был очень любопытный, поэтому пострадал в сказке, его съела лиса. Если бы он сидел дома, с ним бы не случилось беда». В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

5. Придумывание нового названия сказки.

Для развития речи детей использую в работе такой метод, как придумыванию новых названий известных сказок. Например сказка «Колобок». Можно придумать следующие новые названия — «Кто от дедушки ушёл», «Приключения Колобка», «Как лиса Колобка съела», «На встречу с колобком» и т. д.

6. Новый герой сказки.

При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в сюжет сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ Колобка испекла баба, а маленького хитрого лисёнка. далее сюжет сказки могут продолжать сами дети.).

7. Пропажа сказочного героя.

Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, мы используем следующий прием. Читая детям сказку, предлагаю игровую ситуацию: Всё так-же на примере сказки «Колобок». Например в конце сказки, лиса идёт не на встречу Колобку, поэтому ему остаётся вернуться домой к дедушке и бабушке.

8. Словотворчество.

Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками :

• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, волк, собака, колобок (лишнее слово «собака»).

Любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

9. Интервью.

Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки. Для этого можно распределить роли между детьми, ведущий ребёнок берёт интервью у героев сказки по своему желанию. Он задает несколько вопросов. Например Саша берёт интервью у Даши (Даша в роли бабки).

- Где ты взяла муку для того, чтоб испечь колобка?

- Я по амбарам помела, по сусекам поскребла, вот и набралось немного муки.

- Кто попросил испечь Колобка?

- Колобка попросил испечь дед.

Далее игра продолжается по сюжету, при этом роль ребёнка, берущего интервью у сказочного героя постоянно меняется, в такой игре очень хорошо развивается диалоговая речь.

10. Создание проблемных ситуаций

Этот метод развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения ( например: А что было бы если… колобок повстречался в пути с ёжиком? А что было бы если… лиса колобок не съела).

11. Моделирование сказки

Такая форма работы учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок (это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера) .

12. Решение противоречий

С помощью этого метода мы учим детей выявлять противоречивые свойства явлений, предметов и т. д. и разрешать эти противоречия ( например: Что хорошего в том, что Колобок убежал от бабушки и дедушки? Рассуждение ребёнка «Колобок побывал в лесу, он познакомился с зайцем, волком, медведем. Он веселился, играл. И т. д»Что плохого в том, что Колобок убежал от бабушки и дедушки?. Рассуждение ребёнка «Расстроились дедушка и бабушка, попался лисе на язычок, заблудился. И т. д.»)

13. Спасение героя сказки

Метод помогает снять психологическую инерцию у детей и получить идеи за минимальное время. ( например: как спасти Колобка, в сказке «Колобок») Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются выбирается наиболее оригинальный и практичный.

14. Попадание в сказку

С помощью такого метода дети учатся передавать эмоции через вхождение в сказку в образе героя, персонажа или окружающей действительности. Это театрализованная деятельность. Например: «О чём думал заяц, когда встретил Колобка», предлагаю ребёнку представить, то он попал в сказку и превратился в зайца. Мнение ребё нка: «Интересно, кто же это катится по дорожке?». Можно предложить ребёнку стать цветком, мимо которого катился колобок, о чём мог подумать цветок. И т. д.

15. Песочная терапия

Очень интересно детям играть в песке, а когда можно разыграть сюжет сказки это вдвойне интереснее. На прогулке, в песочнице вместе с детьми создаём сюжет сказки «Колобок», Строим песочный домик, втыкаем веточки деревьев, это будет лес, камешками обозначаем дорожку. Далее играем в сказку, можно использовать готовые игрушки, можно играть передвигая пальчики, как будто «идёт волк», можно использовать камешки. И т. д.

16. Составление схем-загадок по сказкам

Детям нравится составлять загадки-схемы по сказкам, при этом дети сами предлагают как можно название сказки перенести в схему. Например: составляем с детьми название сказки «Колобок». Задаю вопрос детям «Как можно изобразить название сказки схемой. Дети рассуждают, что Колобок по форме круглый, можно нарисовать дорожку и круг, будет понятно, что это сказка называется «Колобок»

Можно с большой уверенностью сказать, что сказки имеют огромное значение в речевом развитии ребёнка. У дошкольников развивается словарный запас, диалогическая и монологическая речь, творческие способности. Дети могут самостоятельно драматизировать сказки, играть со сказочными героями, перевоплащаться в героев произведения.

Публикации по теме:

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством тестопластики Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством тестопластики Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, как.

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Фотоотчёт «Речевое развитие в младшем дошкольном возрасте через знакомство с русскими народными сказкам»Фотоотчёт «Речевое развитие в младшем дошкольном возрасте через знакомство с русскими народными сказкам» Проблема. Дети не знают сказок. Родители заменяют общение с ребёнком через включение телевизора и не придают значения того,что сказка имеет.

Педагогический опыт «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим» Педагогический опыт на тему «Развитие речи по средствам ознакомления с окружающим» На сегодняшний день актуальной проблемой среди дошкольников.

Проект «Ознакомление дошкольников с русскими народными сказками» ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ 1.1. Основные направления работы со сказкой Ознакомление детей раннего.

Развитие речи детей посредством ознакомления с русским фольклором. Вторая младшая группа. Развитие речи детей через ознакомление с русским фольклором. 2 мл. гр опыт работы Актуальность Дошкольный возраст является важным периодом.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром «Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше чем вчера, называется потерянным.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей в русскоязычной группе».

Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами и ремеслами «О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками
Опубликовано: 1 июня 2018 в 10:29
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД