МААМ-картинки

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Анна Рожкова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины развития образования в Российского Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленными на модернизацию дошкольного образования, обновления содержания, совершенствования форм, методов и технологии обучения детей родному языку, развития культуры речи и речевого общения.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах

Самым важным на этапе дошкольного детства является развитие связной речи, которая играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в дошкольном учреждении. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем мире. С помощью хорошо развитого связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто его окружает, инициировать собственные идеи, участвовать в различных видах детского творчества.

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста всегда находились в центре внимания педагогов и лингводидактов, а именно: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский и др.

Важное место в системе средств развития речи дошкольников занимает дидактическая игра. Она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Влияние дидактической игры на воспитательный процесс детей было раскрыто в работах: педагогов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, Д. Узнадзе, Г. Жуковской, Т. Марковой, К. Щербаковой и др. Исследователи рассматривали различные аспекты изучаемой проблемы, но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема разработки средств и способов развития речи дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения

Цель статьи - теоретически обосновать работу по развитию речи у старших дошкольников средствами дидактической игры.

Теоретический анализ литературы позволил нам сделать выводы, что с помощью дидактической игры дети знакомятся с окружающим миром, усваивают связи между взрослыми, вещами, начинают понимать свою роль в семье и обществе. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельности, творчества. Именно игры готовят детей к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь 7.

Ценность словесных дидактических игр заключается в том, что они стимулируют развитие эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действия, мысли и воображения детей. Такие игры воспитывают умение слушать и слышать вопрос воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Одним из условий проведения дидактической игры являются живость, определенный ритм, активное участие всех детей. В дидактических играх на описание можно закреплять умения детей описывать предметы или картинку достаточно полно, последовательно, по существенным признакам. Это такие игры : «Волшебный мешочек», «Отгадай кто это?», «Магазин игрушек», «Путешествие по комнате» и др.

Дидактические игры имеют четкие правила, которые педагог в начале занятия сообщает детям и которых дети придерживаются в ходе игры. Например, в играх типа загадки правило заключается в том, чтобы описать предмет, его характерные признаки и свойства, не называя его 12.

Наиболее полезными являются игры с раздаточным материалом, потому что в них каждый ребенок заинтересована игрушкой или картинкой, активно думает, пытается поинтересней и правильно описать свой предмет.

Исследование развития связной речи дошкольников, проводилось на базе МБДОУ «ДСОВ «Северяночка». В исследовании принимали участие старшая дошкольная группа 20 детей, а именно 10 дошкольников (экспериментальная группа) и 10 дошкольников (контрольная группа). Мы предположили, что развитие связной речи у старших дошкольников будет происходить более эффективно, если использовать дидактическую игру во время занятий, наблюдений, игровой деятельности.

Для повышения эффективности влияния дидактической игры на развитие связной речи, нами были определены задачи: создание педагогических условий (обеспечение взаимосвязи речевой и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; демократический стиль воспитания ребенка, который является общим условием развития связной речи ребенка) по развитию связной речи у старших дошкольников; применение методических приемов: словесные игры, вопросы детям, игровые ситуации; побуждение старших дошкольников составлению описательных, сюжетных рассказов по схеме; развитие желания рассказывать по собственной инициативе; запоминания и пересказывания сказок;

В процессе формирующего эксперимента пространственная среда в группе была насыщена дидактическим материалом и современным игровым дидактическим оборудованием, направленным на развитие у детей связной речи. Была пополнена методическая копилка тематическими альбомами, схемами, картотеками, сюжетными картинками и т. д. ; создана игротека для самостоятельных игр детей, способствующая их речевому и познавательному развитию.

В процессе работы мы использовали следующие дидактические игры для развития связной речи : «Путешествие по комнате», «Знаешь ли ты», «Самолет», «Экскурсия в музей изобразительного искусства», «Где и когда это было?», «Кто как работает». Благодаря дидактической игре дети знакомятся с окружающей действительностью («Что из чего сделано?», «Магазин», с птицами, животными («Кто летает?», с фруктами, овощами («Вкус и запах», с природой («Кто как разговаривает», «Угадай дерево по листу», «Кто где живет?», «Кто кем был?», «Подскажи словечко» и др.).

Игры со словами, «Какие бывают собаки?», «Измени предложение» учили детей пересказывать, составлять рассказы по образцу, по сюжетной картине, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. С радостью отгадывают загадки на любую тему, ведь в загадках дети формируют быструю реакцию на слово.

Во время дидактической игры «Магазин» у детей происходила взаимосвязь речевой и игровой деятельности, воспитатель обеспечивал дружеское взаимопонимание между воспитанниками, вызвал у детей положительные эмоции, уверенность в себе, давал понять ценности сотрудничества в совместной деятельности. После прогулки, во время которой дети наблюдали за погодой, за небом, за изменениями в природе, за поведением птиц, дошкольникам было предложено составить картину окружающей природы, используя информацию об увиденном. После их рассказа воспитатель задавал вопросы. На занятии по развитию речи детям предлагалось составить описательные рассказы о животных по схеме (цвет, величина, особенности строения тела, где живет, чем питается).

Еще одним условием работы позволяющим повысить эффективность развития речи детей дошкольного возраста стало привлечение к активному участию в дидактических играх родителей.

В исследовании мы использовали следующие методики по развитию связной речи : методика «Развитие разговорной речи» (по Л. Михайловой, методика «Сформированность диалогических умений» (по В. Любашиной, методика «Сформированность монологических умений».

В исследовании нами были разработаны критерии, уровни и показатели развития связной речи. Показателями диалогической компетенции в нашем исследовании являются: умение вступать в общение, поддерживать и завершать его; умение придерживаться темы диалога и содержательность диалогического общения; умение формировать и отвечать на вопросы собеседника; умение выполнять словесные поручения и отчитываться об их выполнении. Показателями монологической компетенции: умение самостоятельно рассказывать о событиях из собственной жизни; умение составлять рассказы, сообщения, рассказа - объяснения, рассказы-инструкции; умение составлять описательные рассказы разного типа; умение пересказывать знакомые рассказы и сказки. С учетом соответствующих критериев и показателей охарактеризован три уровня развития связной речи : высокий, средний, низкий.

Итак, на основе полученных данных мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Так, по результатам методики «Развитие разговорной речи» показатели дошкольников экспериментальной группы выше на 10%, чем результаты контрольной группы, что составляет 60%. Относительно среднего уровня, то в контрольной группе его получили на 10% больше детей, чем в экспериментальной, что составляет 30% человек. Сравнивая результаты методики «Сформированность диалогических умений», то высокий уровень в экспериментальной группе выше контрольной на 10%, что составляет 70% лиц, а результаты среднего уровня в контрольной группе выше на 10%, чем в экспериментальной, что составляет 20% человек. Сравнивая результаты высокого уровня по методике «Сформированность монологических умений», то у детей экспериментальной группы они выше на 20%, чем у детей контрольной группы, что составляет 60%; средний уровень у детей контрольной группы на 20% выше в сравнении с результатами экспериментальной группы - 20%. Следовательно, это свидетельствует о том, что дети в экспериментальной группе имеют достаточный уровень развития связной речи.

Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза, что развитие связной речи у старших дошкольников будет происходить более эффективно, если использовать дидактическую игру во время занятий по речевому развитию, изобразительной деятельности и ознакомления с окружающим миром, наблюдений в природе, игровой деятельности. В ходе исследования мы выявили особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; выяснили условия, использовании педагогом в работе по развитию связной речи.

Перспективы дальнейшего исследования является исследование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста путем внедрения инновационных технологий.

Список использованной литературы

1. Винникова Г. И. Занятия с детьми: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. : АСТ, 2017. – 640 с.

3. Галушко И. Г., Ермолаева Ю. Г., Устимова В. В. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников // В сборнике : Современные наукоёмкие инновационные технологии. – 2018. – С. 81-83.

4. Гребцова О. В. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // В сборнике : Развитие современного образования: от теории к практике. – 2018. – С. 79-80.

5. Зорина Л. Г., Андреева И. Н. Современные дидактические игры - средство развития связной речи старших дошкольников // В сборнике : Социально-экономические, гуманитарные науки и педагогика: вопросы теории и практики. – 2018. – С. 144-149.

6. Казаченко В. Н., Откидач Н. А. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // В сборнике : Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2017. – С. 234-236.

7. Колесниченко И. В. Игра как средство развития речи у дошкольников // В книге : Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования. – 2017. – С. 222-227.

8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. : Красанд, 2016. – 216 с.

9. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. /Под ред. А. Г. Рузской. – СПб. : Питер, 2017. – 410 с.

10. Патрушева З. В., Морозова Т. Н. Дидактическая игра как средство развития связной речи детей пятого года жизни // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 223-225.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2017. – 720 с.

12. Смирнова О. Ю. Роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста // В сборнике : Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. – 2018. – С. 70-74.

13. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

14. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2008. – 159 с.

15. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2016. – 226 с.

Публикации по теме:

Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию дидактических для формирования словаря детей младшего дошкольного.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры В своей работе использую дидактические игры, так как считаю что дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения,.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством театрализованной деятельности Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР, по средствам театрализованной деятельности Театр — один из самых демократичных.

Развитие речи у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры «Развитие речи у детей 4-5 лет в процессе дидактической игры» ВВЕДЕНИЕ Вопросы развития речи изучались многими исследователями в разных.

Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра – инструмент формирования сенсорных эталонов Период раннего детства является сензитивным периодом для развития сенсорного.

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ИГРАЕМ ДОМА, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Кто дольше В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на муз. занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры В настоящее время государство уделяет пристальное внимание развитию творческой личности. Творчество является основанием в формировании,.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности МБДОУ «Новосолянский детский сад «Колосок» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Васильевой Марии Генннадьевны Тема: Развитие связной речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 20:44
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД