Диана Казарян
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр…
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в
последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития
дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у
которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят,
становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр…» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
нормально развивающихся сверстников. Речь является основанием для
развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания,
познавательно-исследовательской и даже игровой.
Исходя из этого можно сказать что, осуществление работы по данному
направлению обусловлено существующей социальной ситуацией. Также
подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-
предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных
учреждениях, в том числе и дошкольных. Приказ Минздравсоцразвития
России от 14.08.09 г. №593 подразумевает осуществление работы логопеда в
государственных учреждениях, направленную на максимальную коррекцию в
развитии речи у обучающихся и воспитанников. Инструктивное письмо
Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения» направленно на
создание речевой среды в общеобразовательных и дошкольных учреждениях
в целях оказания помощи обучающимся и воспитанникам, имеющим
нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера, в
освоении ими общеобразовательных программ. А в Федеральном
Государственном Стандарте дошкольного образования» Речевое развитие»
выделена как основная образовательная область. Конвенция о правах ребенка
напоминает, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации
прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь со стороны государства.
Вопрос развития речи и способы развития речи детей был актуален и
много лет назад. Это подтверждают работы ряда известных психологов:
Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, А. Н.
Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Урунтаева. Выдающиеся педагоги:
А. М. Бородич, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, М. М. Конина,
А. А. Леонтьев, А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева,
К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина работающие над педагогической
направленностью процесса развития речи детей дошкольного возраста.
О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову доказывают
многочисленные исследования и высказывания лингвистов, писателей
(А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина).
Работая над способом развития речи можно выделить дидактическую
игру, поскольку в игре ребенок развивается как личность, у него формируются
те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его
учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям. Игра используются
взрослыми в целях воспитания дошкольников. Игровое действие или игра –
это, по определению Д. Б. Эльконина, «проявление активности детей в игровых
целях». В. Н. Аванесова пишет: «Если проанализировать игры с точки зрения
того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует
прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность,
вызывает у детей чувство удовлетворения».
А. К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все
многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: 1) игры
с предметами (игрушками, 2) настольно-печатные и 3) словесные игры.
Дидактические игры развивают речь детей по всем направлениям:
обогащают и активизируют словарь, формируют правильное
звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают
фонематический слух, связную речь.