Получи документы

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Нина Савельева
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Савельева Н. А. Воспитатель

Город Челябинск

МБДОУ ЦРР Д/С №366

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Развитие речи у детей дошкольного возраста изучаются психологами, педагогами, невропатологами, лингвистами и другими учеными. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Речь рассматривается как сложившаяся исторически в процессе материально преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком [8, стр. 283]. Речь выполняет коммуникативную функцию (средство общения, интеллектуальную функцию (средство обобщения, индикативную (средство указания на предмет).

Основное назначение речи – служить средством общения между людьми. Наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. Наличие тяжелых речевых расстройств и тем более полное отсутствие речи оказывают отрицательное влияние на формирование характера ребенка, приводят к отклонениям в его поведении [9, стр. 11,12].

Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина и в трудах других ученых.

Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления. Возросшая самостоятельность ребенка открывает возможности для возникновения различных творческих видов деятельности (изобразительной, конструктивной, начальных форм учебной и трудовой деятельности). У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности, в констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности.

К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание литературных произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и так далее.

Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх деятельность взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Огромно и воспитательное значение в развитии речи дошкольников имеет театрализованная деятельность. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей в театрализованной деятельности, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, развивая речь; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

При проведении непосредственно образовательной деятельности с использованием театрализованной деятельности необходимо использование различных методик педагогов новаторов, таких как Артемова Л. В. театрализованные игры дошкольников (методическое пособие, Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. театрализованные игры в детском саду (методическое пособие, технология проблемно – развивающего обучения, Боровик Т. А., Жилина В. А., Тютюнниковой Т. Э. Это дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей.

Развитие речи у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития речи детей является театрализованная деятельность в детском саду.

В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения.

Работа по театрализованной деятельности ведется в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. А для более успешной работы создается предметно-пространственная среда.

Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев и так далее.

Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы является театрализованная деятельность. Это обусловлено тем, что обладая большим развивающим потенциалом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на психофизическое развитие дошкольника, а так же она оказывает большое влияние на развитие высших психических функций, в особенности на развитие речи детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – 24 с.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

3. Баряева Л. Б. Театрализованные игры – занятия/ Баряева Л. Б. - Санкт-Петербург, - Издательство «СОЮЗ» 2001. – 310 с.

4. Выготский Л. И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д. Б. Эльконин. Психология игры. – М. : Просвещение, 2004. - 398 с.

5. Доронова Т. Н. Играем в театр / Доронова Т. Н. - М. : Просвещение, 2004, - 300 с.

6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание №4. – 2005

7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – №1. – 1989

8. Понятийно–терминологический словарь логопеда \ под ред. В. И. Селиверстова. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. Под. ред. Ф. А. Сохина. М., «Просвещение», 1976 г.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное становление детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны.

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального.

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» План по самообразованию воспитателя МБДОУ “Детского сада КВ № 42” Струковой Виктории Александровны на 2015 – 2016 учебный год. Актуальность.

Развитие речи у детей 4–5 лет посредством театрализованной деятельности. Планирование работы по самообразованию на год 1. Тема "Развитие речи у детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности" Форма отчета Составление перспективного планирования.

Проект «Эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности» Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников.

Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 29 марта 2016 в 20:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД