Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

Евгения Лаврова
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

В своей работе по развитию речи мы используем как вспомогательное средство игры с песком. Игра с песком одна из форм естественной деятельности ребенка, это то, чем ребенок любит заниматься, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, такие как: восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние малыша, в игре с песком ребенок учится проговаривать свои ощущения, прислушиваться к себе. Что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок учится понимать себя и других, получает первый опыт самоанализа.

Преимущества игр с песком сводятся к следующему:

- развивают мелкую моторику рук;

- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый ….педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности ….информации);

- способствуют расширению словарного запаса;

- способствуют развитию связной речи;

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице мы делаем традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Все игры, с использованием игр с песком можно разделить на два направления:

1. Обучающие игры: направлены на развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности. А главное дети проговаривают свои ощущения, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, развивается внимание, память.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все, что требуется по сюжету игры. Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных задач.

Аспекты развития речи, затрагиваемые в процессе игр с песком

1) Обогащение словарного запаса

Игры с песком проводятся в интересной сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Подборка игр соответствует лексическим темам недель. Например, при изучении темы «Домашние животные» ребёнку предлагаются следующие игры:

«Клад». Основная цель – развитие мелкой моторики.

Беседуя по теме «Весна», ребята рисуют на песке в песочнице. Фантазируя, они создают портрет весны, при этом развивая грамматический строй, произносят слова-признаки, которые её характеризуют.

На занятиях мы фантазируем вместе с детьми. Дети погружают руки в песок, находят там различные предметы, потом обсуждают: «Что это?» или «Чьё это?». Или, находя предметы, называют звук, с которого они начинаются, или угадывают присутствие какого-либо звука в названии предмета.

2) Работа с темпом речи

Во время игры с песком у детей дошкольного возраста развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определённого темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи.

Организация игр с песком состоит из следующих этапов:

1 Организационный этап – это знакомство с игрушкой - посредником в играх с песком, например песочной феей. С ее помощью детям разъясняется все правила поведения, запреты, поощрения. Во время игры обращаем внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая этим их высказываться.

2. Игра с песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости и предлагает поиграть.

Опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты:

- развивается мелкая моторика рук;

- расширяется словарный запас;

- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, упрощяет и облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Они лучше усваивают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают Мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком, что помогает. при обучении связной речи. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.

Совместное использование игр с песком и дидактических игр позволяет обогатить словарь детей, уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строи речи.

Методические рекомендации педагогам

1. Главный и ведущий прием активизации речи и мышления ребенка во время игр с песком по экспериментированию это вопрос воспитателя.

2. При организации и планировании бесед с детьми, при рассмотрении предметов, объекта необходимо предусмотреть вопросы, отвечая на которые ребенок будет использовать сложносочиненные предложения.

3. Воспитатель должен продумать, как разместить детей за столами, как правильно подготовить и расставить материал к игре эксперименту.

4. Приемы обогащения и уточнения словаря

а) показ предмета с называнием;

б) повторение нового слова;

в) объяснение и назначение предмета;

г) сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой –экспериментом с детьми.

5. Должна быть доступная пониманию детей речь воспитателя, как одно из условий успешного развития речи детей. Каждое новое слово воспитатель поясняет или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая их ответы.

4. Сочетание речевых ответов с практическими действиями детей. При ознакомлении детей с предметами, их свойствами, качествами объяснение педагога должны сочетаться с разнообразными действиями детей (например, воспитатель предлагает ощупать предмет, согнуть его, постучать и т. д.) Этот прием способствует лучшему усвоению ребенком новых сведений делает обстановку на НОД разнообразной и интересной.

8. Предусмотреть возможности для использования нового слова в различном речевом контексте “пластинка металлическая. Какая? У меня ложка, она тоже. какая? металлическая. А из чего сделана машина? Из металла”.

9. Ведущим на занятиях выступает метод распознающего наблюдения с помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования. (Практических действий: надавить на предмет, согнуть, потянуть, измерить и т. п. ; сравнение с известным пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т. д.). Дети выявляют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен.

10. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы: вводит в активный словарь детей новые слова, закрепляет уже известные.

Публикации по теме:

«Обучение коммуникативным навыкам детей дошкольного возраста при помощи игры»«Обучение коммуникативным навыкам детей дошкольного возраста при помощи игры» Современное общество нуждается в активной адаптивной личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, находить оригинальные решения.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возрастаВлияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории. Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика.

Мастер-класс «Развитие музыкальности у детей младшего школьного возраста при помощи игры на музыкальных инструментах» Цель: Повышение профессионального уровня педагогов. Задачи:1) Показ основных исполнительских приёмов на детских музыкальных инструментах.

Пение как средство развитие речи у детей дошкольного возраста Пение как средство развития речи у детей дошкольного возраста Речь одно из важнейших свойств человека, главное орудие мышления и основное.

Программа по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Колокольчик» Программа по самообразованию на тему:.

Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста» «Руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов В течение дошкольного.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Сказка на новый лад «Три поросенка.» Жили-были три поросенка: Наф-наф, Ниф-ниф и Нуф-нуф. Они весело играли и резвились все лето и не.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Актуальность В связи с появлением в третьем тысячелетии общедоступных источников получения информации, в обществе возникает потребность.

Развитие связной речи у детей дошкольного возрастаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста Уважаемые родители! Для успешного обучения Вашего ребенка в школе у него должны быть развиты следующие умения и навыки: 1. умение четко.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 11:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт впечатления о лете «В музее В. С. Высотского»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...