Лучший педагог года

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Александра Петченко
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него -- живое существо.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла -- человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь -- игру в слове.

Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. В этих целях можно использовать игры типа «Устроим кукле комнату», «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Девочка чумазая», «Постираем платье».

Игры с куклой готовят детей к будущим сюжетно-ролевым играм, развивают воображение, активизируют речь детей, содержат нравственные нормы (кукла плачет – надо успокоить).

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).

Это игры – потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками. Данные игры сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи.

Игры – потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого.

«Дружно ручки поднимаем»

Дружно ручки поднимаем,

Ручки вниз мы опускаем,

Кулачки мы крепко сжали,

Кулачками постучали,

Ножками потопали – топ – топ,

Ручками похлопали – хлоп –хлоп.

В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи.

«Угадай кто кричит»

Воспитатель знакомит детей с игрушками, которые лежат за ширмой. Он по очереди показывает игрушку – животное и произносит соответствующие звукоподражания. Затем воспитатель возвращает их за ширму. Он произносит звукоподражательные звуки животного, а дети угадывают кто это «кричит».

Впоследствии можно играть, используя музыкальные инструменты, и по их звучанию отгадывать.

К играм с картинками относятся тематические наборы картинок, сюжетные картинки с изображением действий, а также лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок-заменителей предметов (игры в «больницу», «магазин» и др.). Такие игры способствуют расширению активной речи и речевое общение со сверстниками.

«Овощи»

Закрепление знаний детей об овощах, узнавать на картинках и называть их, ввести обобщающее слово «овощи», расширять знания малышей о пользе овощей.

Ход игры: воспитатель называет картинку и просит детей ответить на вопрос : «Какие овощи нарисованы на картинке». (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает.). «Овощи нужны для еды, их варят, жарят, из них готовят салаты, некоторые овощи едят сырыми. Все овощи полезны и для взрослых, и для детей. В них содержится много витаминов». В конце игры можно загадать загадки об овощах.

Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.

«Повар»

Ребенок имитирует круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

«Сидит белка на тележке»

Дети по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Воспитателям необходимо принимать участие в повседневных играх ребенка, комментируя их. Если, к примеру, ребенок играет со своими игрушками в магазин или устраивает чаепитие, необходимо постоянно комментировать его и свои действия, спрашивать у малыша что делает та или иная игрушка.

Важно не задавать ребенку во время игр слишком много вопросов, иначе он будет чувствовать постоянное давление со стороны взрослого и быстро потеряет интерес к играм со старшими.

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аттестация на повышение квалификации «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности» В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности1детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных.

Формирование взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его.

Игровой практикум для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Нетрадиционное родительское собрание в 1младшей группе Воспитатель: Загорулько Т. Ю. Форма проведения: игровой практикум. Цель: обогащение.

План по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя Смирновой Александры Вячеславовны «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ.

План по самообразованию «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: изучить.

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Слайд 2. В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи и внимании детей. Дети, не получившие в раннем возрасте.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности В настоящее время вопрос о развитии восприятия детей дошкольного возраста является одним из остро стоящих в области познавательного развития.

Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Игра представляет собой особый вид деятельности, который, зарождаясь в детские годы, сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми младшего дошкольного возраста аспекты социально – личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 21:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД