Получи документы

Развитие речи детей на прогулке

Галина Лыкова
Развитие речи детей на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы

Лыкова Г. М. – воспитатель

МБДОУ центра развития

ребёнка – д/с №34

«Чебурашка» г. Ельца

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер. В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Человек с плохо развитой речью становится инвалидом в современном обществе. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Поэтому меня, как воспитателя, в первую очередь волнует проблема развития речи детей.

Публикация «Развитие речи детей на прогулке» размещена в разделах

Развитие речи детей в группе осуществляю во всех видах деятельности:

- в игре;

-в непосредственной образовательной деятельности;

-в свободных видах деятельности детей;

- во всех режимных моментах.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.

Территория нашего детского сада большая и разнообразная: здесь растут берёзы, дубы, клёны, тополя, черёмуха, сирень, липа, каштаны, туи, можжевельник, ели, сосны, разные виды кустарника. В тёплое время года клумбы пестрят различными цветами. Имеется огород и фитоогород. Выход на прогулку мы начинаем со слов восхищения: «Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день!» На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а я им в этом помогаю.

Березка стройная, белоствольная, зелененькая, кудрявая.

Елочка пушистая, колючая, зеленая, пахучая.

Муравей маленький, юркий, трудолюбивый, муравьи дружные.

Облака воздушные, кучерявые, пушистые, белые.

Осенью отмечаем, что солнышко обманчивое, нежаркое, листья на деревьях золотые, пурпурные.

Осень золотая, яркая, разноцветная, теплая, сухая.

Рассматривая листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный. Совершая экскурсию по территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: ''На нашем участке растут две березы, а там нет берез'', ''Какие стройные тополя на соседнем участке, а у нас нет тополей'' и т. д. Образование и употребление родственных слов, например, показываю детям лист, а они подбирают родственные слова: осиновый листок, лиственный лес, березовый листочек, пушистая лиственница, осенний листопад.

Во время прогулки я с детьми наблюдаю за окружающим и спрашиваю их о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Стараюсь побудить детей слушать и слышать взрослых, задавая вопросы типа: ''Кто больше придумает слов об осени?'', ''Кто точнее скажет о кошке, гуляющей на участке?'', ''Кто больше назовет перелетных птиц? (деревьев, цветов и пр.)''

Дети с удовольствием работают на огороде детского сада, ухаживают за овощами, собирают урожай. При этом расширяются знания детей, пополняется их словарный запас. Одновременно веду работу по закреплению ранее поставленных детям звуков. Так собирая морковь, мы закрепляли звук ''щ'', читая шутилку:

Большую морковку зайчишки тащили

Они от морковки чуть – чуть откусили,

Потом захотелось еще откусить,

Потом уже нечего было тащить.

Наблюдая за ростом хвоща на фитоогороде проговариваем чистоговорку :

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

Осенью во время листопада заучиваем стихотворение, в котором закрепляем произношение

звука «с»

Листопад, листопад,

Осыпается сад,

Осыпается лист в лесу,

Сильный ветер свистит, словно всем говорит:

«Скоро снега сюда нанесу!»

С наступлением зимы тоже очень хорошо использовать стихи, потешки, загадки для закрепления произношение звуков.

«Л»

Все бело, бело, бело

Много снегу намело.

«Ш, Ж»

- Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки,

Но боюсь сердитой кошки.

СНЕЖОК

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Когда после оттепели подморозило, подмечаем это явление - гололедица, закрепляя звук ''ц'' :

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается,

Почему ни кто не радуется?

Детям очень нравится слушать стихи русских поэтов о природе. Слушая, дети определяют, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараются повторить некоторые строки. Таким образом мы учим детей видеть прекрасное вокруг нас, пополняем их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.

Во время общения на прогулке стараюсь использовать разнообразные по звучанию слова, которые симулируют развитие фонематического слуха (например, камУШКи и каменЮГи) расширяют возможности эмоционального развития ребёнка, знакомят его с разнообразием предметов и их названий.

Начинаем играть. Дети, не задумываются над тем, что предоставленная им возможность рассказать правила игры, похвала или поощрение за правильный рассказ в виде желаемого положения в игре (водящий, первый, лучшее место и т. д.) – это тоже развитие их речи. Вот игра «Кто ушел?» Ребенку просто необходимо назвать товарища, который ушел из его поля зрения. Если водящий затрудняется, дети подсказывают: «А у него белый шарф» и т. д. Подобная игра «Узнай по описанию». Ведущий ребенок, глядя на своих товарищей описывает кого-либо. Водящий ребенок должен отгадать, кого он описывает и назвать имя. А такая игра, как «У медведя во бору» заставляет проговаривать слова, вызывает бурю эмоций и, опять же - формирует четкую речь, закрепляет произношение звука «р»

Условия игры: Дети произносят стихотворение

У медведя во бору,

Грибы ягоды беру,

А медведь ворчит

И на нас рычит:

Р – Р – Р (у – у – у).

Есть такая замечательная игра «Лохматый пёс» :

Вот сидит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос.

Подойдем к нему разбудим,

И посмотрим, что же будет.

Громко и весело повторяют дети такие слова. Ребенок, изображающий пса, проявляет характер: некоторые сразу же бросаются за детьми, чтобы поймать одного из них и усадить на свое место, другие проявляют артистические способности – то делают вид, что крепко спят, то тихонечко скулят, то рычат, гавкают. После игры я привлекаю детей к обсуждению её результатов, оценке своего поведения и своих товарищей.

Очень нравится детям играть на прогулке в речевые игры :

Какой?

Для обогащения речи именами прилагательными.

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Что могут делать?

Игра для увеличения запаса глаголов.

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….

Назови ласково (также можно играть с мячом)

Например: птица — птичка, кошка - кошечка и т. д.

Потому что…

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

На улице много луж, потому что…

Почему ты одел тёплую куртку? и т. д.

Задачу развития речи и побуждению к этому через поощрение выполняю и посредством наблюдения на прогулке за трудом взрослых, прохожими. Здесь место и для беседы о людях труда, которые построили красивый дом или посадили цветы. Надо беречь чужой труд. Дети рассказывают, кем работают их родители, гордятся ими.

Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития речи ребенка.

Публикации по теме:

Отчёт о проведении месячника безопасности с детьми 2 младшей группы Воспитатель МБДОУ центра развития ребёнка – детского сада №34 «Чебурашка» Лыкова Г. М. В соответствии с разработанным в группе планом месячника.

Перспективное планирование по рисованию в старшей группе Образовательная область: Художественное творчество (Рисование) Тема недели ДОУ № n/n Тема Используемая литература ПДД 1 «Машины на улицах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей на прогулке
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 19:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей на прогулке» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лыкова (УИ 111020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД