Получи документы

Развитие речи детей раннего возраста

Диана Кожухарь
Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Автор:

воспитатель Кожухарь Д. С.

Основная задача воспитателей - повышение уровня развития речи детей. Для этого необходимо проводить ряд мероприятий, которых можно условно разделить на 3 этапа:

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Во-первых, установление доверительных отношений воспитателя с детьми, формирование у детей представлений об окружающей среде как о знакомой, формирование потребности в речевом общении.

Во-вторых, приучение детей к режимным моментам и формирование умений и навыков эффективной коммуникации.

В-третьих, развитие потребности и самостоятельной активной деятельности детей. Формирование инициативной речи.

Для реализации целей и задач первого этапа я, как воспитатель, работающий с детьми 2-3 лет, использую следующие методы и приё мы:

- Вовлечение ребёнка в совместную деятельность путём организации игр, направленных на коммуникацию и знакомство со средой: «Давай познакомимся», «Игры с мячом», «Чей голосок», «Обведу карандашом ручку твою и тебе подарю».

- Использование оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса,

- Использование игровых моментов, стихов, потешек в режимных моментах.

- Поощрение детей к использованию высказываний, включение игр и упражнений на формирование внимания к интонациям воспитателя, на узнавания голосов сверстников, формирования силы голоса: «Кто зовёт малыша?», «Большие и маленькие ноги». Проговаривание действия в процессе их совершения. Например, «Сейчас Катя пойдет мыть руки. Мы тоже пойдём мыть руки. Катя открывает кран…».

Таким образом, комментирование действий детей приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов, что в дальнейшем приводит к их сознательному использованию в аналогичных ситуациях, а также оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей. Оно достигается положительной оценкой деятельности ребёнка (например, похвалой его действий).

На втором этапе работы ставлю следующую задачу:

- Формировать умения и навыки коммуникации.

Для её реализации использую следующие приемы:

- Использование комментирующей речи.

- Использование инструкций: односоставных, двусоставных в зависимости от уровня развития пассивной речи детей. Например, игра «Найди игрушку». Прячу игрушку в группе и прошу детей найти её. Сначала найти её несложно: «Игрушка лежит на столе». Затем задание усложняется: «Игрушка лежит в спальне на кровати Максима» и. т. д.

- Формирование умения использования разных типов интонации. Например, каким тоном нужно «просить что-то», каким тоном «жалеть». Дети второго и третьего года жизни ещё недостаточно чётко и правильно произносят многие слова, их речь ещё не совсем понятна окружающим. Развитие понимания речи опережает произносительные возможности ребёнка. Недостаточная подвижность его артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней части челюсти) тормозят усвоение многих звуков, голосовой аппарат ещё недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо или же наоборот, не умеют говорить

шёпотом. Поэтому использую эффективные упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Все упражнения носят имитационный, подражательный характер. Например, прошу малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперёд и произнести звук «у-у-у»); полакать как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык. Учу малыша надувать щеки и резко разрывать смычку губ. Прищёлкивая языком, цокаем как лошадка.

Но для того, чтобы ребенок мог овладеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть речевым дыханием. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Дыхание очень важно для произнесения звуков. Отрабатывая речевое дыхание, необходимо придерживаться определё нных правил:

· вдох через нос, выдох ртом

· губы при выдохе немного открыты (улыбка)

· выдох должен быть продолжительный и плавный

· предметы, предложенные для поддувания должны находиться на уровне рта ребёнка

· не поднимать плечи

· не надувать щеки при выдохе

· следить за правильной осанкой

Учитывая возраст, вношу игровой характер: дуем на ватку, мелкие бумажки. Наполняем таз с водой и дуем на мелкие предметы: лодочки, уточки. Нравится малышам игра с пусканием мыльных пузырей, дутье в бутылочку. Учимся протягивать различные гласные звуки: веревочку спрячем в кулаке. Предлагаю малышу ухватиться за кончик веревочки и начать тянуть непрерывно гласный звук (а, о, у, разматывая при этом верёвку. При длительном выдохе голос звучит долго, и веревочка получается длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и верёвочка получается короткой. Для развития речи детей очень полезно многократное повторение простых звучаний: Та-та- та. Мы увидели … кота А-а-а. Мы увидели…кита О-о-о. Надеваю я…пальто. Чистоговорки использую с опорой на картинку.

Развитие слухового восприятия необходимо для того, чтобы дети научились различать речевые и неречевые звуки. Например, игры «Угадай, на чём играю» или «Каждый занят делом» - показываю картинку с изображением мамы, моющей посуду и включаю запись – звуки льющейся воды. Или показываю картинку с изображением дедушки, читающего газету с одновременной записью шелеста газеты. После прослушивания каждой записи, спрашиваю: «Кто делает так?». Показывая картинку с изображением детей, бегущих вниз, быстро стучу карандашом по столу. Вниз по горке я бегу, удержаться не могу. И поднимающихся вверх (медленно стучу карандашом по столу). Вверх подняться захотели и плетёмся еле-еле. А затем предлагаю угадать, куда идут дети вверх, на горку или вниз, с горы. «Угадай, близко или далеко» - даю изображение двух поездов. Крупное - близко, маленькое - далеко. Гудим тихо. Ребёнок должен указать на картинку, где поезд далеко и наоборот.

Особенно интересны игры на развитие чувства ритма. Например, игра «Дождь». По подражанию нужно постучать одним пальцем по ладошке, потом двумя, тремя, четырьмя, похлопать в ладоши, потом пойти на уменьшение. Или по образцу хлопнуть по столу быстро, медленно, один раз быстро, один – медленно.

От того, насколько выразительна и эмоциональна речь, зависит качество речи ребёнка. Учась произносить слова с различной громкостью, в различном темпе, с различной выразительностью, малыш будет стараться передавать заданную интонацию, подражать тому, как говорит взрослый. Как кричит большой медведь? Ы-Ы-Ы. А маленький? ы-ы-ы. Как ветер воет громко? У-У-У А тихо? у-у-у. Я пойду гулять. Как говорит черепаха? Медленно. Я ПОЙ-ДУ ГУ-ЛЯ-ТЬ А зайчик? Быстро. Я пойду гулять. Выразительность речи очень удобно тренировать на материале сказок «Колобок». «Теремок», «Репка». Текст запоминается легко, так как он основан на повторах, а фразы произносятся разными персонажами, что вынуждает ребёнка придавать голосу различные оттенки, говорить выразительно, чётко. При этом малыши смотрят на иллюстрации к сказке.

На третьем этапе работы ставлю такие задачи:

- Развитие потребности в самостоятельной деятельности и общении

- Формирование инициативной речи и умения поддерживать диалог с детьми и взрослыми.

Для выполнения поставленных задач использую такие методы и приемы:

1. Введение в проблемные ситуации, направленные на формирование речевого взаимодействия в игре. Например, даю задания, цель которых выполнить совместные действия при использовании общего материала. Раскрасить машину (мальчики, расписать одно платье (девочки).

2. Просьбы, поручения. Этот приём учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому, формированию умения самостоятельно выражать просьбу.

3. Вопросы – ответы. Использование этого приёма позволяет развить умение вслушиваться в речь взрослого и сверстника.

4. Общение через игрушку создаёт непринужденную обстановку в группе.

Большое значение имеет развитие манипулятивной деятельности. Этому как нельзя лучше способствуют различные пальчиковые игры. Игры на развития кистей рук дают возможность выполнять различные контролируемые двусторонние движения обеими руками.

Дети в этом возрасте очень любят катать между ладонями шарики и мячики разного размера, рвать бумагу, скатывать её в шарики (и наоборот, разглаживать скомканные шарики из бумаги с изображением контуров птиц, животных «Кто спрятался в комочке?»; отщипывать от куска пластилина кусочки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы одной рукой или двумя одновременно; перебирать фасоль разного цвета или отделять фасоль от гороха («Накормим птичек»); «Нарвём травки для зайчат», рвать бумагу на мелкие клочки, втыкать спички в большой и маленький комочек пластилина; рисовать пальчиками на песке (или на манке) : птичьи следы, упражняться в шнуровке; искать фигурки на ощупь в коробке с горохом.

5. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разыгрывание по ролям – всё это значительно развивает речь детей и эмоциональную восприимчивость.

Таким образом, самым важным достижением при включении мероприятий, направленных на повышение уровня развития речи детей является появление активной речи, когда в общении дети начинают отвечать на вопросы воспитателя и по своей инициативе вступают в общение со взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализации Тема: «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Актуальность Дошкольное образовательное учреждение - первое.

Развитие речи детей раннего возраста Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является.

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста 1. На развитие произношения: • Игра «Позовите Петрушку» Цель: формировать интерес.

Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять,.

Отчёт на тему «Влияние книги на развитие речи детей раннего возраста».Отчёт на тему «Влияние книги на развитие речи детей раннего возраста». Речевое развитие – является важнейшим средством коммуникации между детьми: развитие связной речи, грамматически правильной речи, развитие.

Развитие речи детей раннего возраста. Стимулирование развития речи детей раннего возраста. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому.

Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе Ранний возраст является периодом, наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса.

Развитие речи детей в группе раннего возрастаРазвитие речи детей в группе раннего возраста Проблема развития речи детей в раннем возрасте в настоящее время особенно актуальна. Все больше детей в возрасте двух – трех лет не умеют.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Авторы-составители: Н. Е. Лудцева – воспитатель, А. С. Зырянова – педагог-психолог Цель: ознакомление родителей воспитанников с приемами и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 28 мая 2017 в 16:55
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД