Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе

юлия поруц
Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе

Ранний возраст является периодом, наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка. Основная задача развития речи детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта.

Закономерны проблемы, с которыми сталкиваются родители и педагоги детей раннего возраста:

- Недостаточный словарный запас;

- Неспособность отвечать на вопросы взрослого;

- Неспособность пользоваться речью как средством общения.

У детей раннего возраста, поступающих в дош. учреждение слабо развита речь:

- Некоторые дети не говорили, не пользовались облегчёнными словами;

- Не умели слушать речь взрослых;

- Не заменяли облегчённые слова правильными.

Наблюдению как важному методу познания природы уделяли большое внимание многие педагоги дошкольного воспитания, а именно Е. И. Тихеева, А. А. Быстров, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Т. Н. Зенина.

Используют в работе,

- Методические пособия М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина («Чтобы чисто говорить, надо», «Начинаем говорить»)

- «Ранее детство: развитие речи и мышления». Л. Н. Павлова.

- «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В. В. Гербова.

- «Ознакомление детей раннего возраста с природой». Т. Н. Зенина.

- «Ознакомление детей с природой». С. Н. Николаева.

Цель работы с детьми:

· Развивать речевую активность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы.

А так же конкретные задачи:

· Пополнять активный словарь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами.

· Учить детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений.

· Учить слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.

· Формировать у детей интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.

· Уточнять представления детей о растениях на участке детского сада и в природном уголке.

· Знакомить детей с птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.) и их характерными признаками.

· Наблюдать с детьми за красотой природных явлений (падает снег – снегопад, кружатся листья – листопад, в небе появилась радуга, распустились цветы) и их сезонными изменениями.

В зависимости от поставленных задач используют различные виды наблюдений:

· Кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных). В процессе наблюдений, учу детей различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т. д.

· Длительные (за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают и называют наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (например, Что происходит с деревьями в разные сезоны).

Длительные наблюдения заключают в циклы. Например, циклы наблюдений за птицами на участке, за развитием растений, за снегом и т. д.

В ходе этих наблюдений у детей развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Наблюдения проводят как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей, задач и содержания наблюдения. Наблюдения в природе используют систематически, тем самым приучаю детей приглядываться, подмечать её особенности. Например, наблюдая за одуванчиками, которые доставили детям огромную радость и восторг, малыши высказывались: «Какие красивые цветы»; «Саша, посмотри, одуванчики мягкие»; «Как много одуванчиков». Красота и многообразие природы во все времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать (например, почему опадают листья, идёт снег, дождь).

В процессе наблюдений в природе знакомят детей с объектом или явлением, а также учат замечать изменения в окружающей обстановке, развивают наблюдательность, учат детей бережно относиться к природе. Помогают детям овладеть деятельностью наблюдения; ставят перед ними познавательную задачу, обучают различным способам обследования объектов.

Наблюдения связывают:

- с игрой «Полетели птички», «Солнышко и дождик»

- продуктивной деятельностью «Посмотрим на цветочек, а потом нарисуем его», «Наблюдаем за снегом, и лепим его»

- дыхательной гимнастикой «Подуем на листочек, снежинку»

Для успешного достижения поставленной цели наблюдения продумывают и используют специальные методы и приёмы, организующие активное восприятие детей: задают вопросы, предлагают обследовать объект наблюдения, сравнивают объекты между собой - Например, предлагают посмотреть на воробья и голубя и сравнить, кто из них больше? Или подбирают два растения и предлагаю сравнить их. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Учат детей замечать, что растения отличаются друг от друга по величине, цвету, форме листьев и т. д., устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы (например, листочки опадают, потому, что дует ветер; светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются деревья). Чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождают наблюдение точной речью, регулируют наблюдение по времени, объёму и содержанию.

Для своевременного и полноценного развития речи у детей устанавливают частый эмоционально-положительный контакт, создают благоприятные условия для развития самостоятельной речевой активности.

Используя метод наблюдения для речевого развития детей, руководствуются рядом требований к его организации:

1. Цель и задачи наблюдения ставят чётко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения отбирают небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое последующее наблюдение даёт детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений предусматривают системность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: ставлю перед детьми конкретную и доступную задачу наблюдения, вместе с детьми проговаривают результаты наблюдения, сравнивают один объект с другим, предъявляют к детям вопросы разной степени сложности.

5. Наблюдение возбуждает интерес детей к природе, желание как, можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляют, уточняют, систематизируют с помощью других методов и форм последующей работы, а именно рассказывают об объектах и явлениях природы, читаю книги о природе, беседуют с детьми об увиденном, рассматриваю иллюстрации, картины, фотографии, репродукции (картины «Времена года», оформляю фотовыставки, и т. д., использую дидактические игры и игры с природным материалом.

7. В результате каждого наблюдения у детей формируется представление, элементарное понятие о том или ином объекте природы, и очень важно отношение к нему.

Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя деточки,

ждут малолеточки!

***

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

***

Бабочка - коробочка,

Ветер или дождь!

Полетишь - так ветер,

Упадешь - так дождь!

***

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

***

Мотылек-ветилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеек.

***

Уж ты, бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

Земле

Вместе с солнышком встаем,

Небу мы улыбку шлем,

Всей Земле — большой привет!

Ведь ее прекрасней нет!

Ветру

Здравствуй, ветер озорной,

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам.

Солнцу

Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь,

Наше Солнышко, наш свет,

Все тебе мы шлем привет!

Цветам

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

Животным

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам

И жучкам мы шлем улыбки.

Всех, друзья, вас очень любим.

Обижать мы вас не будем!

ПОТЕШКИ ДЛЯ «ОБЩЕНИЯ»

С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку - на донышко!

Ждут меня котята, Малые ребята!

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Курочка-тараторочка,

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком, ушки торчком!

Хвостик крючком,

Нос пятачком.

Привяжу я козлика

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая березка,

Стой, не качайся.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

ПОТЕШКИ ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР

Тарара ли, тарара,

Ушли кони со двора.

(Дети идут, высоко поднимая ноги)

А ребятки их поймали,

На колхозный двор загнали.

(двигаются прямым галопом)

***

Еду, еду к бабе, деду

(выполняют прямой галоп)

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке (меняют ногу,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку - бух! (приседают)

***

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух! –

Провалился петух.

***

Встанька на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

Всем, Надюша, расскажи,

Да проворней покажи,

Как девчата пляшут.

***

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -Бал-бал-бал!

Балды-балды! Наши гуленьки вверху –

Гру-гру-гру! Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя - петушок

Ранним рано поутру

Нам споет - ку-ка-ре-ку!

подражают голосам домашних животных)

***

Скачет зайка маленький

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-

ОСЕНЬ

Карточка № 1

Рассматривание сухого песка.

Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

Наблюдение: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко). Как можно назвать песок? (Сыпучий).

Художественное слово

Песочница, песочница,

В песке вся детвора.

Построить домик хочется,

Забавная игра.

Речной песочек, меленький –

Хорош для куличей.

Склонился повар беленький

Над формочкой своей.

А вот Андрюша с Васенькой –

Ребята хоть куда

Везут в машинах красненьких

Песок туда-сюда.

Загадка.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Дидактическая игра «Что я построю из песка» - дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель– научить составлять предложения на заданную тему.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

Цель — научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь. Ход игры. Ребенок («мышка») сидит («спит», дети тихонько идут и читают стихотворение: Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. «Мышка» догоняет детей.

Труд в природе Очистка песка от мусора.

Индивидуальные физические упражнения

Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.

ОСЕНЬ

Карточка № 2

Наблюдаем за солнцем

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Художественное слово Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку.

(А Барто)

Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

(В. Нестеренко)

Загадка.

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А в улыбке лучи

Очень горячи. (Солнышко)

Дидактическая игра. «Ласковые слова» - образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подвижная игра

«Пузырь».

Цель — научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры. Дети встают в круг и со словами:

«Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся. Пух!»

увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

Труд в природе: Очистить песочницу от листвы.

Индивидуальные физические упражнения. Перепрыгнуть дорожку из листьев.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование дидактических игр по развитию речи Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование игр по развитию речи. Ранний возраст – это период наиболее интенсивного.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Младший дошкольный возраст важный период в развитии.

«Осень». Наблюдение и труд детей в природе (вторая группа раннего возраста) «Наблюдение и труд детей в природе» (вторая группа раннего возраста) Осень. Во время прогулок воспитатель способствует накоплению представлений.

Наблюдение и труд детей в природе зимой (вторая группа раннего возраста) «Наблюдение и труд детей в природе» (вторая группа раннего возраста) Зима Ознакомление детей младшей группы наиболее характерными признаками.

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» «Развитие речи детей дошкольного возраста через.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов СЛАЙД № 1. Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов: цвет, форму, величину, тепло,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность В зависимости от возраста, вид и характер игр для детей дошкольного возраста должны быть разными. А именно: - для детей до 1,5 года –.

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

Семинар «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность» СЕМИНАР «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность» Цель: обогащение представлений педагогов о сенсорном развитии.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 17:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» Тема: «Живое — неживое» для...
НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать представления об...
Консультация для родителей «Учим малышей двигаться под музыку»
Почему надо учить совсем маленьких двигаться под музыку? Потому что музыкальные движения ( мы не можем сказать музыкально-ритмические ) развивают даже...
Фотоочерк «Мой отпуск в Крыму» (часть I)
Дорогие коллеги! Хочу поделится впечатлениями о местах, где я в этом году провела несколько замечательных дней отпуска. Отпуск – пожалуй, самое желанное и...
Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»
Возраст: средняя группа ( 4 – 5 лет) Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно – эстетическое...
Фотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию...
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об Уроке мужества, который прошел в нашем детском саду 18 сентября. Данное мероприятие посвящено...