Лучший педагог года

Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук

Ольга Стексова
Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования становится актуальным внимание к развитию и образованию детей, а именно – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах

В последнее время резко возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития, поэтому особое внимание при работе с детьми я уделяю этой области с помощью развития мелкой моторики рук. Над этой проблемой мы работаем в тесной связи с родителями.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль.

Все движения организма и речевая моторика имеют единый механизм, поэтому, чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движение пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи. Над данной проблемой я работаю четвертый месяц, и уже в группе есть положительные результаты.

В работе по развитию речи использую самые разные виды игр, такие как:

Логоритмические игры с самомассажем.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз путем развития двигательной сферы ребенка.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи : стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

Игры с различными предметами и материалами: (природный материал, счетные палочки, конструктор, бруски или шестигранный карандаш, грецкие орехи, мячи с шипами, а также баночки, заполненные различными крупами, в которых дети ищут заранее спрятанную воспитателем игрушку.

В соответствии с ФГОС, одно из условий для развития речевой активности детей – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

Организуя игровую деятельность для своих воспитанников, всегда стремлюсь найти что-то новое, нетрадиционное, чтобы избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность детей.

Первым, что я сделала в группе для развития мелкой моторики рук, было многофункциональное развивающее панно «Моя улица». Его можно использовать как составляющую часть непосредственно-образовательной и совместной деятельности с детьми.

Потому же принципу появились книжки – малышки, изготовленные собственноручно и родителями, которые содержат не только познавательную информацию, но и задания практического характера (где – то нужно расстегнуть пуговки, нацепить яблоки на дерево за крючочки петельками и т. д.).

Главный принцип таких панно, книжек – малышек: «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве.

Работу с такими панно и книжками – малышками я строю на основе игры.

При неудачах я всячески поддерживаю ребенка, при необходимости помогаю, показываю, как выполнить задание. В общении с ребенком использую тексты потешек, стихов, сказок. Проговариваем выполняемые действия, отвечаем на вопросы.

Сейчас среди развивающих игрушек, выделяют развивающие доски – бизиборды, которые хороши тем, что их можно сделать своими руками из разных материалов. Бизиборд (busy board)развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками. Дети играют с большим интересом, ведь в обычной жизни эти маленькие «опасности» (крючки, выключатели, розетки) ребёнку трогать запрещено.

Прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику.

Так возникла идея создания бизиборда.

Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определённые навыки непосредственно мелкую моторику рук, а также игра с доской, удовлетворяя любопытство ребенка, желание исследовать окружающий мир, помогает при адаптации. Монотонные действия с механизмами на доске успокаивают ребенка, он расслабляется, и нахождение в группе становится для него более комфортным.

Еще раз хочется отметить, что развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка. Так как речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко, и поэтому возбуждение двигательной зоны коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. По признанию специалистов всего мира ранний возраст – это уникальный период в жизни человека, психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов».

Наша задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно и интересно.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, посредством якутских настольных игр» МБДОУ «Березка» Таттинский улус с. Ытык-кюель Варфоломеева Анна Серафимовна Воспитатель РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Буклет «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Составитель: воспитатель первой категории МКДОУ д/с «Аленький цветочек» г. Вятские Поляны Нигматянова Резеда Фаиковна «Развитие мелкой.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи у детей дошкольного возраста Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно,.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Презентация «Мастер-класс «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» Работая на младшей группе несколько лет, я заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Нам хотелось бы начать с констатации.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Моя тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Работа над темой мною была начата в сентябре 2016 года.

Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» 2.«Истоки способностей.

Перспективное планирование «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством Оригами» План реализации по теме самообразования «Развитие моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством «Оригами» детей старшей.

Презентация «Использование природного материала для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» Слайд 1 Тема: Использование природного материала для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста. Слайд 2 Мелкая моторика — совокупность.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук как средство развития речи детей с речевой патологией В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 18:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД