МААМ-картинки

Развитие речи детей с ОНР средствами мнемотехники

Ольга Переяславцева
Развитие речи детей с ОНР средствами мнемотехники

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, связной речи, тем свободнее ребёнок будет ими пользоваться в дальнейшем.

Публикация «Развитие речи детей с ОНР средствами мнемотехники» размещена в разделах

Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи - низкое качество связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков, нарушение слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи постепенной активизации нарушенных функций. Мой опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.

Традиционно работа по развитию связной речи детей ведё тся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

- Перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

- Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.

При знакомстве детей с мнемотаблицей особое внимание уделялось приёму, который служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти у детей, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клетке, развитию мелкой моторики, так как необходимо схематично изобразить его. На начальных этапах работы на доске, дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дети самостоятельно могут придумать и составить таблицу. Это позволяет детям быстрее освоить технологию работы с мнемотаблицами. Когда это задание освоено можно предложить составить мнетотаблицу на одно из слов по лексической теме самостоятельно. Например на тему «Детский сад»

1 - три месяца осени

2 - осенью часто идут дожди

3 - бывает,что снег идёт осенью

4 - дуют ветры

5 - солнце мало греет

6 - люди надевают тёплую одежду

7 – опадают листья

8 - звери готовятся к зиме

9 – птицы улетают на юг

На логопедических занятиях дети учатся не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделённых на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ – описание о любом предмете. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также чем его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.

При описании домашнего животного с детьми была составлена следующая мнемотаблица.

Похожие мнемотаблицы можно составить как о любом другом животном, а также при описании игрушек и других предметов.

Также на занятиях логопед использует готовые мнемотаблицы по разным лексическим темам, автора Ткаченко Т. А. [1]

На начальных этапах обучения пересказу (на примере сказки «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок») использовались иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации были заменены условными символами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. При пересказе сказки детьми с опорой на символы на начальном этапе для упрощения работы с мнемотаблицей символы нумеровались по порядку, для того чтобы дети заранее знали о чём будет следующее предложение в их пересказе. Когда дети освоили работу с мнемотаблицей цифровые зарисовки были убраны.

.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (выступление на методическом объединении) Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Слайд №2. Известно,.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приема мнемотехники» Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Свое выступление я хотела бы начать словами известного педагога:.

Мастер-класс на родительско-педагогической конференции «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» Мастер-класс «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» Подготовила : воспитатель МАДОУ «Детский сад № 37» Зырянова Т. В. Цель:.

Проект «Формирование речи дошкольников средствами мнемотехники» Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей средствами театрализованной деятельности Воспитатель: Кобликова Валентина Владимировна В 2018 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей через.

Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники В настоящее время к знаниям и умениям детей, идущих в первый класс, предъявляются высокие требования, что явилось следствием изменения структуры.

Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим.

Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники Филиппова Э. А. Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся.

Развитие речи детей с использованием мнемотехники Учитывая социальную и педагогическую значимость родного языка для становления и развития каждой личности, на современном этапе развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с ОНР средствами мнемотехники
Опубликовано: 6 сентября 2019 в 10:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД