Папки-передвижки

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Анжелика Абдулкарим
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Актуальность

В связи с появлением в третьем тысячелетии общедоступных источников получения информации, в обществе возникает потребность в приобщении дошкольников к художественной литературе, возрождении семейного чтения, как основе для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

<<…есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом зависят от речи. >>

Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Л. С. Выгодский.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Между необходимостью развития образности речи и недостаточным уровнем ее развития у детей

И

Между потенциальными возможностями фольклорных произведений в развитии образности речи детей 5-7 лет и отсутствием целенаправленности их использования в данном процессе.

Проблема

Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

«Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников»- говорится в Концепции дошкольного воспитания.

Цель

способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

в сотрудничестве педагога с родителями.

Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования –Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Задачи

• Сформировать устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности.

• Обогащать и активизировать словарный запас детей.

• Формировать грамматически правильную речь.

Развивать умение владеть связной диалогической, монологической речью.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию.

Инновационная направленность

Качественное изменение отношения к художественной литературе для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к устному творчеству и, как следствие, формирования правильной речи. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. Развитие интереса к книге является хорошей основой для перехода дошкольников к самостоятельному чтению.

Паспорт проекта

Дети 5-7 лет. Родители законные представители воспитанников. Педагоги ДОУ. • Тип проекта : практико-ориентированный

Форма представления: презентация

По продолжительности проект: долгосрочный

Планируемые образовательные результаты

• Разработана система взаимодействия педагога с родителями по развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

• Повышение педагогической культуры родителей в развитии образности и выразительности речи детей. Их активное участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей интереса к художественной литературе.

• Обеспечение положительной динамики развития связной речи детей. Дети овладевают умениями:

• пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизведя диалоги действующих лиц используя эпитеты, метафоры, сравнения;

• пересказывать близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка;

• в повествовании отражать характерные особенности жанра, сочинять сказки, придумывать истории.

Издательство совместного творческого продукта: брошюры «Невероятные сказки», «Сказочные капельки».

Программа проекта

Подготовительный этап:

Изучение проблемы:

Диагностика детей,

Анкетирование родителей по проблеме

Оборудование предметно-развивающей среды

Организационный этап:

Определение основных направлений работы с детьми и

родителями; корректировка тематического планирования

воспитательно-образовательной работы; оформление

памяток и буклетов по теме.

Практический этап:

Проведение совместной образовательной деятельности,

Использование устного народного творчества в

режимных моментах. Консультирование родителей,

Составление картотеки художественной литературы

для детей 5-7лет.

Заключительный этап:

Мониторинг (анкетирование родителей,

диагностика речевого развития детей,

диагностика отношения детей к художественной

литературе.

Содержание проекта Выставка совместных рисунков к придуманным сказкам: «Невероятные сказки».

«День открытых дверей». Просмотр занятия «Путешествие по сказкам»

Творческий вечер совместно с родителями «Литературные чтения»

Сочинение совместных сказок родителей с детьми

Театрализованные постановки знакомых

произведений родителями и детьми

Дидактические игры и упражнения на развитие образности и выразительности речи

Анкетирование родителей

Мастер-класс «Формирование образности и выразительности речи детей посредством русской народной сказки»

Продукт совместной творческой деятельности: выпуск иллюстрированной брошюры «Невероятные сказки»

Совместные досуги «Литературная викторина», «В гостях у сказки», конкурс: «Мы- читающая семья»

Результативность педагогического проекта

№ Направления Показатели Результаты реализации проекта

2014-2015

1 Словарь Повысить уровень понимания детьми переносного и иносказательного значения слова.

Повысить уровень овладения детьми эпитетами, метафорами, олицетворениями. 52%

2 Грамматика Сформировать умение пользоваться всеми формами речи, пользоваться приставками и суффиксами для образования слов, придумывать предложение с заданным количеством слов. 56%

3 Культура речи Повысить уровень овладения детьми средствами литературной выразительности (темп, ритм, логическое ударение). 64%

4 Связная речь Повысить уровень монологической и диалогической речи.

Сформировать интерес к сочинению.

Проявлять индивидуальность и творчество к сочинению сказок. 40%

Практическая значимость проекта

Залогом успешного развития речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности. Применение разнообразных форм работы с детьми, поиск новых путей взаимодействия с родителями, отработанная, чётко спланированная деятельность даёт положительный результат, и позволяет делиться с коллегами новыми идеями.

Главный результат проводимой мною работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Перспектива

Определенность перспектив продолжения работы, обоснованность необходимых для этого условий:

повышение качества образования методом совершенствования методики проведения непосредственно образовательной деятельности и использования ИКТ;

расширение возможностей проекта за счет включения театральной деятельности, как метода приобщения старших дошкольников к художественной литературе,

привлечение к сотрудничеству работников городских и школьных библиотек;

Обобщение опыта работы по данному направлению, распространение действия проекта на все группы ДОУ, адаптация для всех категорий дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

proekt-mamedova-a-v_ro8td.pptx | 2558,86 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народными сказками 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию предоставляется опыт работы на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию В 2014– 2015 учебном году я работала углубленно над темой «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучения рассказыванию».

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Сказка на новый лад «Три поросенка.» Жили-были три поросенка: Наф-наф, Ниф-ниф и Нуф-нуф. Они весело играли и резвились все лето и не.

Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании.

Роль кукольного театра в развитие речи детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №169 «Волшебная полянка» Доклад на тему: «Роль кукольного театра в развитие.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью театрально-игровых технологий Соколова Любовь Дмитриевна, воспитатель МБДОУ Чаринка №24 Олекминского улуса с. Токко, уч. Уолбут. «Развитие речи у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2016 в 23:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД