МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы с использованием стихотворений об осени

валентина шапошникова
Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы с использованием стихотворений об осени

Задачи

Развивающие :

*систематизировать представления детей о признаках осени;

* продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи;

*развивать общую моторику, умение сочетать речь с движением, эмоционально обогащать детей;

Обучающие:

*обучать образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные, глаголы;

* согласовывать прилагательное с существительным, единственное и множественное число существительных;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы с использованием стихотворений об осени» размещена в разделах

* учить различать близкие по звучанию звуки, правильно произносить звуки [С] и [Ш] в словах и фразах;

Воспитательные:

*воспитывать умение слушать сверстников и педагога;

*воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы, бережное, заботливое отношение к природе.

Предварительная работа:

– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

– Экскурсии в осенний парк.

– Рассматривание репродукций художников.

– Беседы об осени.

– Чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года.

– Заучивание стихов.

– Труд на участке детского сада.

Ход занятия.

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а мы с вами пришли в наш красивый музыкальный зал. В нем светло и просторно! Давайте мы с вами правильно сядем, успокоимся, пусть к нам придет хорошее настроение. Ребята, Елена Юрьевна сказала, что нам передали вот такой сундучок, и что мы сами должны догадаться от кого он? Давайте рассмотрим его, может на нем написано от кого он?

Посмотрите, он украшен, чем? (листочками). Какими? Вот эти листья с какого дерева? (с березы, значит березовыми, а эти (с клена, -кленовыми, с дуба (дубовыми) А какого цвета листья на сундучке?. (желтые, оранжевые). А в какое время года листья становятся такого цвета (осенью). Наверное, нам осень его подарила? Давайте вспомним названия осенних месяцев… сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какой сейчас месяц? Сейчас ноябрь - поздняя осень. С деревьев последние листочки… упали. Трава…высохла.. Цветы…завяли. Небо… серое, …хмурое. В ноябре часто идет моросящий… холодный …. дождь и даже снег. Ой, что-то я заговорилась! Про сундучок и забыла. Как вы думаете, что там может лежать? Вы хотите посмотреть? Давайте вместе посмотрим. В сундучке-то ободочки с листьями, султанчики, вот такая картинка. Она нам помогала учить стихотворение Плещеева «Осень» (Слайд 2)

Давайте вспомним его. Кто хочет его прочитать? Не спеша, задумчиво.

Скучная картина,

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина,

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка,

Сереньким пятном.

Что ты рано осень,

В гости к нам пришла,

Еще просит сердце,

Света и тепла.

* О каком времени года это стихотворение? (об осени)

* Какими словами говориться об осени в стихотворении (скучная картина, тучи без конца)

* Какая осень в стихотворении у Плещеева? (дождливая, скучная, серая, и грустно, потому что рано осень пришла, хочется света и тепла)

* Как вы понимаете выражение рябина мокнет под окном (часто идет дождь и рябина мокрая (Слайд 3)

Ребятки, а мы ведь много стихотворений с вами об осени учили. Хочется, чтобы Алена прочитала нам стихотворение.

Летят дождинки

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползёт.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идёт и сеет осень

Душистые грибы (Слайд 4)

*О какой осени это стихотворение о поздней или о ранней?

Как вы догадались (потому что говориться о дожде? о дождинках

Что дождинки делают (летят, летят). Да! Как красиво! Летят, летят дождинки, маленькие, легкие. .

А туман, что делает? Сырой туман ползет, словно он живой.

Укутывает сосны, и они грустят, как живые, и стоят какие? (погрустневшие).

А рябины огненные? Что значит огненные? Какие? (красные)

Осенью очень много грибов, как будто бы осень идет и их сеет. Как мама или бабушка весной сеет овощи, а осень сеет. (что) грибы, (какие) душистые. Слушаешь стихотворение, и запах грибов ощущаешь.

Алеша тоже учил стихотворение про осень, Расскажи нам его, Алеша.

Дождь

Осень капельки роняет,

Ветер капли подгоняет.

Я под дождь не выхожу,

Я на дождь в окно гляжу.

Листья мокрые дрожат,

Лужи грязные блестят.

А на узеньком карнизе

Воробьи под дождь грустят. (Слайд 5)

А это стихотворение вам понравилось?

Что об осени рассказывается в этом стихотворении (она что делает? капельки… роняет, как будто бы брызгается, шалит, играет вместе с кем? (с ветром).

А ветер что делает (капли подгоняет)

А в этом стихотворении осень грустная? Почему? (потому, что идет дождь, пасмурно, гулять нельзя)

Мы с вами слушали стихотворения о поздней осени.

Какая она в этих стихотворениях (пасмурная, ненастная, дождливая, грустная, и скучная, почему? Нет света и тепла, пасмурно, сыро не выйдешь гулять)

Воспитатель: Сейчас тоже на улице осень грустная, солнышко светит мало, уже все листочки облетели.

Посмотрите, в сундучке мы с вами видели много осенних листочков. Хотите стать осенними листочками и отправиться в осеннюю сказку? .

Кем будем?. (осенними листочками).

Воспитатель проговаривает слова и надевает детям ободки с листьями.

Лист березовый резной,

Лист дубовый золотой,

Лист кленовый, липы лист.

Все они летят, летят,

Шелестят, шумят, шуршат.

Листочки растут на ветках деревьев, тянутся к солнцу.

Проводиться разминка

Листья на ветках

Все лето висели. (руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

Сентябрь наступил

И они пожелтели. (руки на верху, повороты кистями"шарики-фонарики")

Октябрь с собою

Принес листопад. (плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают

И в танце кружат. (вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)

Ноябрь пришел,

Весь лист облетел. (сели)

И под ногами

У нас зашумел. (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)

Мы с вами попали в осеннюю сказку.

Давайте вспомним звуки осени.

Игра «Звуки осени».

[Ш]- Потрем ладошки друг о друга – это шелестят под ногами опавшие листья.

[С]- руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой – что это? (ветер)

Дети повторяют за воспитателем «музыку ветра».

- Давайте споем песенку Осени :

[С] - [Ш] – [С] - [Ш]

[С]- [С]- [С]- [С]-

[Ш] - [Ш] - [Ш] - [Ш]

Дети повторяют за педагогом звуки и движения.

Песенка ветра и осенних листьев слышится в такой чистоговорке

Ш-ш-ш-шелес-с-с т, ш-ш-ш-шорох, лис-с-с-стопад.

Ш-ш-ш-шурш-ш-ш-ит лис-с-с-ствой ос-с-с-сенний с-с-с-сад

Мы попробуем рассказать ее с помощью рук.

В нашем сундучке есть султанчики. Хотите ими поиграть? Это будет наш ветерок. Сейчас я буду рассказывать стихотворение, будьте внимательны, и если услышите песенку ветра с-с-с- (какую? с-с-с) покачайте султанчиками.

Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Желтые, да алые кружатся листы.

В шелесте, да шорохе наш осенний сад.

На дорожках ворохи пестрые лежат.

• В каких словах вы слышали песенку ветра, звук [С] (усталое, скупо, листы, осенний сад) (Егор О, Никита, Алеша)

• В каких словах вы слышали звук [Ш] (солнышко, греешь, шелесте, шорохе, наш) (Соня, Егор О, Ксюша С)

Положите султанчики и садитесь на стульчики. (дети садятся на стулья)

Мы с вами попали в осеннюю сказку, и я предлагаю вам не грустить, а вспомнить стихи о ранней осени. Слушайте внимательно, что о ней рассказывается в этом стихотворении.

«Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое у березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят… летят… летят…

Пролетают паутинки с паучками в серединке.

И высоко от земли пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это улетает наше лето (Слайд 6)

Золотые тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды,

И не видно радуги,

И не слышен гром,

Спать ложиться солнышко,

Раньше с каждым днем. (Слайд 7)

Листья золотые падают летят, (Варя Т)

Листья золотые устилают сад,

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет красивый сделаем из них.

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла. (Слайд 8)

Мы с вами прослушали стихотворения о ранней осени. Очень красива ранняя осень. Двор как в солнечных лучах. Да?

Почему? Потому что платье (золотое, ну очень красивое у березки на …плечах. Потому что листья… (какие) золотые устилают сад. И даже дождь идет не моросящий и холодный, а золотой.

Потому что нивы, поля- урожайные, спелые плоды пестрые, разноцветные..

• Какая же она, ранняя осень?

• Какие красивые слова мы можем сказать о ней? (золотая, тихая, разноцветная, богатая урожаями, щедрая, урожайная, светлая, а в начале осени, еще и теплая, как летом).

• А поздняя осень какая? (хмурая, пасмурная, грустная, ненастная, но все таки красивая)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы красиво рассказали об осени очень хорошие стихотворения.

Мы с вами на прогулке наблюдали за осенними приметами, осенними изменениями, которые происходили в природе. Осень заканчивается, остались последние дни ноября, и наступит зима.

Скажите, а что вам запомнилась (Слайд 9)

Нам пора возвращаться из осенней сказки. А в сундучке лежат картиночки. Это, наверное, осень дарит вам свои фотографии. Посмотрите на них она тоже разная: вот здесь золотая, здесь дождливая. Давайте вернемся в группу и рассмотрим их и сделаем из них альбом об осени.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации для детей старшей группы Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Задачи: 1. Дидактическая: • учить детей при помощи.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Ежи» Цель: Формирование умений составлять развёрнутый рассказ по картине. Задачи: Образовательные: Учить по плану составлять рассказ по картине,.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Сибай-наш дом, сочиним мы стих о нем» Конспект открытого занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Тема: “Сибай – родной наш дом, сочиним мы стих о нём!”.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом» Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом»(с применением ТРИЗ-технологии).

Конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии для детей старшей группы Конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии для детей старшей группы. Тема: «Друзья Зайца». Цель: создать.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Спасти заколдованную принцессу» Цель: развитие связной речи Задачи: - учить детей целенаправленному, последовательному рассматриванию отдельных эпизодов картины; -развивать.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» Развитие речи (средняя группа) Чтение и заучивание стихотворений о зиме Цель: приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени» Дата: 8.11.16 Группа: старшая Тема: Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение "Заверши предложение» Цель: Формировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы с использованием стихотворений об осени
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 16:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД