Попова Елена Николаевна
Развитие речи дошкольников посредством наблюдения в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. По мнению К. Д. Ушинского, это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. Задача взрослых: родителей, педагогов — сделать все возможное, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством наблюдения в природе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни, и воспитанием, причем, именно последнее оказывает определяющее влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть, человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы все сильнее. Таким образом, роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи ребенка является его общение со взрослым. Прекрасным средством развития речи маленьких детей является мир природы. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни, и воспитанием, причем, именно последнее оказывает определяющее влияние.
Исследования показали, что только посредством развития речи развиваются такие важные психические процессы, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности.
Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по его сигналу и слову. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие, потешка или поговорка обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию ярких образов.
При подготовке к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки необходимо наметить слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определить приемы активизации речи детей. Каждое новое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми. Во время наблюдения воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. цель данной работы - научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.
В процессе систематического общения с природой рождается, развивается и крепнет такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, расширяется кругозор, любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования. Общение с природой оказывает благотворное влияние и на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.
Территория нашего детского сада большая и разнообразная: здесь растут берёзы, лиственницы, разные виды кустарников. В тёплое время года клумбы пестрят различными цветами. Выход на прогулку мы начинаем со слов восхищения: Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день! На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а воспитатель помогает. Например: Березка стройная, белоствольная, зелененькая, кудрявая. Лиственницы пушистые, колючие, зеленые, пахучие. Рассматривая листья с разных деревьев, называем их: березовый, тальниковый. Совершая экскурсию по территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: ’’Какие большие сосны на соседнем участке, а у нас нет сосен’’ и т. д. Во время прогулки дети наблюдают за окружающим, и мы спрашиваем их о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п.
Так, например, главной особенностью развития речи 3–4 летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых норм. Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства. Организуя педагогические наблюдения воспитателю важно увидеть индивидуальные возможности каждого ребенка и строить педагогический процесс основываясь на полученной информации.
К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать,осмысливать.
В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение, особое значение имеет наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром. В каждом из видов наблюдений я решаю конкретные воспитательные и образовательные задачи. Перед каждой прогулкой я намечаю вид наблюдения, его объект, продумываю организацию.