Папки-передвижки

Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники

Людмила Шрамко
Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники

Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники

Шрамко Л. В.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Возникающие противоречия между возможностями ребенка и желанием родителей видеть в каждом ребенке будущего Архимеда ставят ДОУ перед проблемой возрастающих запросов родителей и школы. Мы провели анкетирование среди родителей дошкольников, которое показало, что 83,2% считают основным компонентом готовности ребёнка к школе речевые навыки детей и каждый второй родитель считает, что его ребёнок талантлив. Главный инструмент нашего разума – это память. Память – это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. В настоящее время дети перенасыщены информацией, появилась необходимость запоминать много и надолго, и в тоже время нужно сделать так, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Публикация «Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники» размещена в разделах

Для решения существующих проблем я выбрала самую, на мой взгляд, эффективную и интересную методику – мнемотехнику, которую и предлагаю вашему вниманию. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Её использование в работе с дошкольниками в настоящее время становится более актуальным [1]. Задачи, которые ставятся в процессе обучения – это развитие монологической речи детей, основных психических процессов, умения с помощью графической аналогии, понимать и рассказывать по мнемотаблице, умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обучение правильному звукопроизношению, грамоте, раскрытие творческого и нравственного потенциала, воспитание любви к произведениям художественной литературы, содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, этического характера [2].

Для работы по данной методике необходимо создание условий, направленные на активизацию детского мышления словотворчества. В моей группе создан центр грамотности, основной составляющей которого являются мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Как любая работа строится от простого к сложному, так и я начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и далее к мнемотаблицам.

Что можно изобразить на мнемотаблице? Графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, Но изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимы цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы, т. е. «спрятать» персонаж в графическое изображение. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3-х этапов: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено, далее осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа, рассказывание стихотворения, загадывание загадки и т. д. по заданной теме [1]. Опираясь на данную методику, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, предметах быта и природный объектах. Для систематизирования знаний о сезонных изменениях, были созданы мнемотаблицы по блокам : зима, весна, лето, осень, а также таблицы для заучивания стихотворений и загадывания загадок [3]. На более поздних сроках, дети самостоятельно делают графические зарисовки мнемотаблиц. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым. Практика, показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более «цепкой», их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Модель выпускника включает не просто грамотного и эрудированного дошкольника, но и ребенка стремящегося к словотворчеству, самостоятельности инициативности, нравственно-этическому самосознанию и мнемотехника лишь средство для достижения цели. Но я считаю, что применять мнемотехнику можно и нужно и в других видах деятельности детей.

Публикации по теме:

Использование алгоритмов, символов, приемов мнемотехники в речевой группеИспользование алгоритмов, символов, приемов мнемотехники в речевой группе Развитие речи с использованием приемов мнемотехники, символов и алгоритмов. Не секрет, что одной из главных задач, помимо исправления нарушенного.

Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова»Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова"Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники
Опубликовано: 9 ноября 2012 в 00:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД