Людмила Шрамко
Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники
Шрамко Л. В.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Возникающие противоречия между возможностями ребенка и желанием родителей видеть в каждом ребенке будущего Архимеда ставят ДОУ перед проблемой возрастающих запросов родителей и школы. Мы провели анкетирование среди родителей дошкольников, которое показало, что 83,2% считают основным компонентом готовности ребёнка к школе речевые навыки детей и каждый второй родитель считает, что его ребёнок талантлив. Главный инструмент нашего разума – это память. Память – это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. В настоящее время дети перенасыщены информацией, появилась необходимость запоминать много и надолго, и в тоже время нужно сделать так, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Публикация «Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для решения существующих проблем я выбрала самую, на мой взгляд, эффективную и интересную методику – мнемотехнику, которую и предлагаю вашему вниманию. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Её использование в работе с дошкольниками в настоящее время становится более актуальным [1]. Задачи, которые ставятся в процессе обучения – это развитие монологической речи детей, основных психических процессов, умения с помощью графической аналогии, понимать и рассказывать по мнемотаблице, умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обучение правильному звукопроизношению, грамоте, раскрытие творческого и нравственного потенциала, воспитание любви к произведениям художественной литературы, содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, этического характера [2].
Для работы по данной методике необходимо создание условий, направленные на активизацию детского мышления словотворчества. В моей группе создан центр грамотности, основной составляющей которого являются мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Как любая работа строится от простого к сложному, так и я начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и далее к мнемотаблицам.
Что можно изобразить на мнемотаблице? Графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, Но изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимы цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы, т. е. «спрятать» персонаж в графическое изображение. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3-х этапов: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено, далее осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа, рассказывание стихотворения, загадывание загадки и т. д. по заданной теме [1]. Опираясь на данную методику, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, предметах быта и природный объектах. Для систематизирования знаний о сезонных изменениях, были созданы мнемотаблицы по блокам : зима, весна, лето, осень, а также таблицы для заучивания стихотворений и загадывания загадок [3]. На более поздних сроках, дети самостоятельно делают графические зарисовки мнемотаблиц. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым. Практика, показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более «цепкой», их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Модель выпускника включает не просто грамотного и эрудированного дошкольника, но и ребенка стремящегося к словотворчеству, самостоятельности инициативности, нравственно-этическому самосознанию и мнемотехника лишь средство для достижения цели. Но я считаю, что применять мнемотехнику можно и нужно и в других видах деятельности детей.