Папки-передвижки

Развитие речи младших дошкольников, в том числе с ОНР, с использованием Монтессори-материалов

Cветлана Рубцова
Развитие речи младших дошкольников, в том числе с ОНР, с использованием Монтессори-материалов

Аннотация. Автором представлен проект, имеющий целью разработку и создание специальной развивающей среды, включенной в воспитательно-образовательный процесс по развитию речи и формированию словарного запаса младших дошкольников, в том числе с ОНР разной степени в условиях пребывания в ДОУ.

Публикация «Развитие речи младших дошкольников, в том числе с ОНР, с использованием Монтессори-материалов» размещена в разделах

Ключевые слова. Проект, развивающая среда, развитие речи, формирование словарного запаса, материалы - Монтессори, трехступенчатый урок.

Новизна, уникальность. Основанием для разработки данного проекта явилось изучение проблемы по развитию речи и расширению словарного запаса младших дошкольников, в том числе детей с ОНР, включенных в общеразвивающую дошкольную систему образования в современных условиях. Данная работа включает в себя разноплановую детскую деятельность, обеспечивающую комплексное развитие, включающая в себя специфические методы и приемы (интегративные методы, тематические дидактические пособия, выполнение практических заданий, выстраивание партнерских отношений).

Актуальность проекта для ДОО состоит в возникшей потребности современного общества в новых подходах и технологиях к развитию речи и формированию словарного запаса младших дошкольников, в том числе с ОНР.

Реализация данного проекта, в рамках которого исследуется социально-педагогический аспект, предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Значимость данного проекта определяется как правильная организация воспитательно-образовательного процесса по развитию речи и формированию словарного запаса младших дошкольников, в том числе с ОНР в условиях пребывания в ДОУ, социокультурного окружения в образовательном учреждении и семьи.

Внедрение данной формы работы, обеспечит возможность младшим дошкольникам, в том числе с ОНР, овладеть одной из важнейших компетенций – коммуникативной, но и даст возможность их родителям продуктивнее общаться со своим ребенком.

Проект направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.

Проект реализует восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что –

они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога: освоение новых форм работы с детьми по формированию и развитию речи и расширению словарного запаса средствами сенсорных Монтессори-материалов и здоровьесберегающей технологии «Трехступенчатый урок», внедрение инновационных форм работы с воспитанниками.

Для детей: формирование сенсорных эталонов, обогащение сенсорного опыта, развитие речи, обогащение пассивного и активного словарного запаса, включение в активную жизнедеятельность.

Для родителей: включение в активное образовательное пространство, расширение социальных связей.

Основой будущих успехов, получении качественного образования, социализации - является умение ребенка общаться, грамотно выражать свои мысли, иметь достаточно большой словарный запас поэтому, одной из задач развития дошкольников является овладение ими коммуникативными компетенциями.

Необходимо также помнить, что правильная речь – это основа общения и развития социальных связей. Развитие речи и расширение словарного запаса могут и должны решать определенные социальные задачи.

Вот почему так важно развивать речь детей, особенно в период дошкольного детства, используя все актуальные технологии, а также включение предметно-пространственную среду нестандартных средств и методов.

В своем проекте мы опираемся на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий для развития речи младших дошкольников, в том числе детей с ОНР, для полноценного психологического, физического и социального развития.

Цель проекта: Создание эффективной предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие речи младших дошкольников, в том числе детей с ОНР, укрепляющей и развивающей психическое, физическое и умственное здоровье детей и коллектива. Систематизирование развивающей работы в ежедневной деятельности детей.

Задачи проекта:

- создавать условия, способствующие развитию речи, расширению словарного запаса, формированию активного словаря младших дошкольников, в том числе детей с ОНР;

- повышать интерес родителей путём просветительской работы к вербальному взаимодействию с детьми, используя эффективные техники.

- пропагандировать опыт инновационной деятельности – здоровье сберегающую технологию «Трехступенчатый урок» среди педагогов и родителей.

Основное содержание проекта.

Методы реализации проекта с детьми:

1. Практические: оздоровительная работа; организация сенсорной предметно-пространственной среды; организация режима речевой активности, обеспечивающего общение детей; пальчиковые игры; физкультминутки; дыхательные упражнения; артикуляционная гимнастика; гимнастика для глаз; релаксационные упражнения; развитие мелкой моторики рук; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры.

2. Словесные: беседы; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; введение новых сенсорных понятий и признаков; рассказывание; инструкции; трехступенчатый урок.

3. Наглядные: организация сенсорного уголка; сбор фотоматериала; рассматривание визуальных подсказок; информационные стенды; театрализованные представления; просмотр видеоинформации.

Механизмы реализации проекта:

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

I этап – подготовительный (сентябрь - октябрь)

II этап – реализационный (ноябрь – апрель)

III этап – итоговый (аналитический) (май)

I этап – подготовительный

1. Подборка методического и дидактического материала, создание

развивающей, предметно-пространственной среды, используя сенсорные

материалы - Монтессори.

2. Подборка художественной литературы.

3. Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.

4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.

5. Оформление альбома «Сенсорные игрушки Монтессори».

6. Подбор пословиц, поговорок, загадок, сказок по теме проекта.

7. Оформление фотогазеты «Наши игры с Монтессори»

8. Участие детей совместно с родителями в выставке рисунков

«Разноцветный мир».

9. Подборка аудио и видеоматериала по теме проекта.

10. Изготовление настольных игр по теме проекта.

II этап – реализационный

На данном этапе дети младших групп, в процессе обучения и воспитания овладевают различными сенсорными понятиями, учатся различать и называть признаки предметов, использовать знания в повседневной жизни.

Образовательная область «Познание»

Используются игры на развитие сенсорных ощущений, сказки.

Образовательная область «Социализация»

Применяются игры– викторины, дидактические игры, инсценировки, Игры-беседы, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, словесные игры.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Читаем детям русские народные сказки, произведения детских поэтов и писателей.

Образовательная область «Художественное творчество»

Занимаемся аппликацией, рисованием и лепкой.

Образовательная область «Физическая культура»

Утренняя гимнастика; физкультурные занятия и досуги; подвижные игры.

Работа с родителями:

1. Консультации «Сенсорное развитие детей младшего возраста», «Развитие

речи детей младшего возраста», «Трехступенчатый урок все запомнить

нам помог».

2. Буклеты «Говорим с ребенком правильно».

3. Папка-передвижка «Организация сенсорного уголка дома».

4. Совместно с детьми оформление альбома «Разноцветный мир».

5. Подбор пословиц, стихов и загадок по теме проекта.

III этап – итоговый (аналитический)

В процессе работы над проектом выявлено, что обогащенная сенсорными Монтессори - материалами предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии речи младших дошкольников, в том числе детей с ОНР, а применение технологии «Трехступенчатый урок» способствует расширению и обогащению словарного запаса детей.

На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с детьми. При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.

Целевая аудитория: дети младших групп, дети с ОНР (3-4,5 лет, воспитатели групп, родители.

План реализации проектной деятельности.

Таблица 1. (см. файл Word)

Ожидаемые результаты:

1. Для детей:

• Обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие речи;

• Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

• Сформированность сенсорных эталонов;

• Обогащение сенсорного опыта;

2. Для родителей:

Развитие речи детей, обогащение знаний о новых педагогических технологиях

• Педагогическая, психологическая помощь;

• Повышение уровня комфортности.

3. Для педагогов:

• Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

• Внедрение здоровьесберегающих технологий, современных форм и новых методов работы по развитию речи у младших дошкольников;

• Личностный и профессиональный рост, самореализация;

Дальнейшее развитие проекта

Составление перспективы дальнейшей работы с воспитанниками по образовательным областям – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», в контексте ФГОС поможет педагогам реализовать комплексно – тематический, личностно – ориентированный, интегрированный, информационно – коммуникативный подходы, включиться в современное образовательное пространство. Насколько отношение воспитанников к участию будет целостным, насколько сами воспитанники и будут удовлетворены своей деятельностью, умением развивать свои познания и свою речь, настолько и будут развиты их коммуникативные компетенции и успешны социальные отношения. Обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться детьми в своей же жизнедеятельности, в становлении дальнейшего жизненного пути, даст выход на прогнозируемый результат. Таким образом, познание и речевое развитие должно быть реализовано через систему работы и стать связующим звеном полноценной личности.

Приложение 1.

Здоровьесберегающая технология «Трехступенчатый урок»

На первой ступени педагог называет ребенку предмет (свойств, количество). Например: «Это - шар». Новые слова желательно повторить, затем дать ребенку потрогать (понюхать, погладить, покатать – совершить какие – либо действия, это позволит активизировать не только слуховое восприятие, но все виды чувств и памяти. Например, при запоминании названий геометрических фигур, педагог показывает, как можно обвести фигуру пальцем, нарисовать в воздухе подобную, обвести карандашом на бумаге и т. д. Необходимо предложить ребенку повторить действия взрослого, в этом момент, сопровождая его вербальными подсказками (это круг, квадрат, треугольник и т. д.)

На второй ступени педагог предлагает ребенку задания типа: «Покажи., дай., возьми, принеси…». Выполняя задания, ребенок активно действует с предметами. Для включения нового понятия в пассивный словарь, заданий следует давать достаточно много. Чем они будут разнообразнее, чем активнее будет манипулировать с ними ребенок, тем быстрее он запомнит новое слово. Используемые при этом предметы несколько раз перемешивают, меняют местами. Так, в примере с блоками цилиндров, можно предложить ребенку не только показать какой-либо цилиндр, но и попросить: «дай толстый (тонкий, поставь толстый на край стола, возьми тонкий в правую руку, найди такой же (толстый, тонкий, низкий, высокий) среди цилиндров их других блоков.

Первая и вторая ступени урока, направлены на запоминание нового понятия, т. е. обогащение пассивного словаря. Используются при ознакомлении ребенка с новыми словами и понятиями и в случае затруднении общения и восприятия.

На третьей ступени слова переходят из пассивного в активный словарь. Чтобы помочь ребенку начать произносить термины и понятия, педагог, показывая на предмет, задает разнообразные вопросы «Что это? Какой это? Кто это? Сколько это? и т. д.» Чтобы убедиться, что ребенок запомнил название, произносит его и соотносит с предметом, подобные вопросы следует повторить не менее двух раз, перемешивая предметы перед каждым следующим вопросом.

В ходе трехступенчатого урока, вводят, как правило, 3 понятия, но в случае затруднений, количество новых понятий может быть уменьшено до 2. В процессе введения новых понятий ребенку с ОНР 1 уровня можно ограничиться 1 предметом, но обязательно предложить разные варианты данного предмета, для того, чтобы убедиться в том, что ребенок соотносит предмет и название. Здесь следует применить «правило трех», которое рекомендует использовать для детей с ОНР 1 уровня трехкратную проверку освоенности нового понятия. Это должны быть: три предмета с одним признаком, например: красный (бант, карандаш, шапка); три места, где ребенку предлагают показать или назвать предмет (детский сад, дом, прогулка) : три человека, которые задают вопрос об этом предмете или признаке (педагог, мама, папа). В случае, если все условия соблюдены, можно говорить о том, что ребенок с ОВЗ соотносит понятие и предмет.

Рекомендации для специалистов к проведению трехступенчатого урока.

В процессе знакомства ребенка с новым понятием, следует избегать пространных объяснений и нечетких названий (шарик, кубик, красненький, толстенький, коровка с рожками и хвостиком, упражнение должно быть направлено на достижение основной цели – расширение словарного запаса.

Следующим этапом работы с освоенными понятиями может быть включение их в групповые игры и традиционные «круги общения».

Примеры игр: «Найди лишнее», «Классификация», «Волшебный мешочек», «Лото», «Назови предмет»

Данный вид введения новых слов и понятий может использоваться с детьми любого возраста и любого уровня развития. Применяется автором проекта в работе с детьми с различными ОВЗ (ЗРР, ЗПР, слабовидящие и слабослышащие дети, дети с РДА, синдром Дауна, ДЦП и т. д.).

Для достижения наилучших результатов, обязательно обучение педагогов и консультирование родителей.

Литература

1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.

2. Голицына, Н. С., Огнева, Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст] : метод. пособие / Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева М. : ООО Изд-во Скрипторий 2003, 2006. – 91 с.

3. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст ] : метод. пособие / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.

4. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением ОДА. -М. :Школьная пресса,2003.-48с.

5. Московкина А. Г., Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Селиверстова. -М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003.-408с.

6. Ратнер Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. _М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС2006.-175с. :ил. - Коррекционная педагогика

7. Система М. Монтессори : Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М. Г. Сорокова. -4-е изд., стер. -М. : Издательский центр «Академия», 2007.-384с.

8. Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.

9. Харитончик, Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры [Текст] : практ. пособие. / Т. А. Харитончик. Волгоград: Изд-во Учитель, 2009. – 222 с.

10. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика. ФГУП «Издательство «Самарский дом печати», 2005.- 336с.

11. Штанько, И. В. Воспитание искусством в детском саду [Текст] : метод. пособие. / И. В. Штанько. М. : ТЦ Сфера, 2007. – 140 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное сюжетное занятие с использованием Монтессори-материалов «Проделки веселых гномов» для детей с ОВЗ (ЗПР) Интегрированное сюжетное занятие с использованием Монтессори – материалов «Проделки веселых гномов» для детей с ОВЗ (ЗПР) Цель: закрепление.

Интегрированное сюжетное занятие с использованием Монтессори-материалов «Солнышко и зайчик» для детей с ОВЗ (ЗПР) Интегрированное сюжетное занятие с использованием Монтессори - материалов «Солнышко и зайчик» для детей с ОВЗ (ЗПР) Цель: Формирование.

Песочная терапия и развитие речи младших дошкольников Песочная игра — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ исследовать мир, выразить свои переживания, выстраивать.

Проект «Влияет ли инсценирование сказки на развитие речи младших дошкольников?» Актуальность. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в речевом развитии детей. К сожалению, в современном мире родители уделяют.

Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то.

Развитие речи младших дошкольников Тема: «Развитие речи младших дошкольников» Провели: Шапкина Ю. П., воспитатель Альжева Т. С., воспитатель Цель: Раскрытие значения речи во.

Развитие речи младших дошкольников в ходе игровых ситуаций Программные задачи: Вовлекать детей в воображаемую игровую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажам игры. Осуществлять.

Развитие речи у младших дошкольников средствами познавательной деятельностиРазвитие речи у младших дошкольников средствами познавательной деятельности Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Род. собр. «Развитие речи мл. дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Программное.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. 1 часть: «Совсем немного науки» Речь - форма общения. В дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи младших дошкольников, в том числе с ОНР, с использованием Монтессори-материалов
Опубликовано: 5 октября 2018 в 09:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД