МААМ-картинки

Развитие речи по средствам художественной литературы

НИНА АРАКЕЛЯН
Развитие речи по средствам художественной литературы

Цель: Развивать речь детей, закрепить умение определять границы структурных частей произведений.

Задачи:

- познакомить детей с жанровым своеобразием сказки;

- дать представление о жанре;

- познакомить детей с особенностями композиции сказок (сказочный зачин, сказочная концовка, наличие троекратных повторов в самом повествовании);

Публикация «Развитие речи по средствам художественной литературы» размещена в разделах

- закрепить и обогатить знания детей о разных видах сказок (сказки о животных, волшебные сказки, сказки в стихах, докучные сказки, научить детей отличать положительных и отрицательных героев сказок).

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Ребята, а хотите мы с вами отправимся в необычное увлекательное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке ездит, где царь Кощей над златом чахнет, и где в райских садах яблочки молодильные растут?

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит,

Сказка - умница и прелесть -

Ей повсюду путь открыт.

Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети,

А чему нас учат сказки,

Отвечайте без подсказки!

Дети:

Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу.

Воспитатель:

В сказке добро всегда побеждает зло.

А еще говорят, что сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Почему говорят, что сказка ложь? Что такое ложь?

Дети: Ложь - обман, неправда, враньё.

Воспитатель: А почему же сказка - обман и неправда?

Д[b]ети[/b]: Потому что в сказке происходят события, которых не бывает на самом деле, которые в реальной жизни происходить не могут.

Воспитатель: Сказка всегда преподаёт какой-то урок добрым молодцам. Кто такие «добрые молодцы»?

Дети: Это мальчики, молодые люди.

Воспитатель: А девочек как в старину называли?

Дети: Девочек называли - красны девицы.

Воспитатель: Да, ребята, сказка - это необыкновенная, волшебная история, которая не может происходить в реальной жизни, но она обязательно поучительна и преподает нам урок.

А какие волшебства, чудеса могут происходить в сказках?

В этом нам поможет разобраться волшебный клубочек. Перекатывайте друг другу клубочек. И как только попадёт он к кому-нибудь из вас в руки, так вы сразу называйте волшебство, чудо, которое может происходить в сказках, и никогда не происходит в жизни.

Игра «Волшебный клубочек»

Дети: В сказках животные разговаривают.

В сказках летают на ковре-самолёте.

В сказках лягушка сбрасывает шкуру и превращается в прекрасную царевну.

В сказках фея взмахнёт волшебной палочкой, и тыква превращается в карету.

В сказках Баба- яга на метле летает.

В сказках избушка поворачивается.

В сказках гусли-самоигры заставляют плясать.

В сказках гребешок бросишь - лес вырастает.

В сказках бывают молочные реки и кисельные берега.

Физминутка РЕПКА

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, из каких частей состоят сказки и рассказы. А знаете ли вы ребята признаки, по которым мы можем отличить сказку от простого рассказа?

Ответы детей.

У рассказа, сказки всегда есть что? (Начало, середина и конец.)

- О чем говорится в начале? (Начало – это та часть рассказа, в котором называются главные герои, и рассказывается о событии, с которого все начиналось).

Это сказочный зачин, сказки почти всегда начинаются и заканчиваются одними и теми же словами: «Жили – были…»,

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

- В средней части разные события сменяют друг друга.

- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части рассказа подчиняются главной теме. Без каждой части рассказ просто невозможен.

Это сказочная концовка, сказки заканчиваются такими словами:

«И стали они жить-поживать и добра наживать…»,

«Вот и сказочке конец, а кто слушал –молодец…»,

«И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».

Театрализация по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок»

РОЛИ К СКАЗКЕ:

Автор, Заяц, Ворона, Медведь, Белка, Ёжик, Коза, Крот. Зайчиха, Волк, Зайчата

АВТОР: Владимир Григорьевич Сутеев «Мешок яблок».

Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он яблоню. А яблок румяных на ней и под ней - видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

ЗАЯЦ: Ах, гостинцы хороши! Будут рады малыши!

Ушастик, пушистик, звонок, прыгунок,

Все по лавкам прыг, да скок.

ВОРОНА:Карр! Карр! Да что это делается! Что за безобразие! Каждый сюда приходит, каждый себе набирает, так ни одного яблока не останется!

ЗАЯЦ:Напрасно каркаешь, здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.

Все зайчата папу ждут,

Всех по разному зовут

4 сыночка и лапочка дочка

Я люблю зайчишек нежно, обожаю малышей!

АВТОР: Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый. С трудом потащил его заяц. И вдруг навстречу ему медведь.

МЕДВЕДЬ:Чего испугался, заяц! Не бойся, не трону. Ну, рассказывай, что у тебя там в мешке?

ЗАЯЦ: Вот. Яблоки! Берите, угощайтесьдядя Миша! У меня их много!

МЕДВЕДЬ: (попробовал) Ничего яблочки! Освежают!

АВТОР: Идет заяц дальше, а навстречу ему белка по деревьям скачет.

БЕЛКА: Дяденька Заяц! Дяденька Заяц! Дайте мне яблочек!

ЗАЯЦ: Угощайтесь! Кушайте, на здоровье, белочка! У меня яблочек много!

БЕЛКА: Спасибо, дяденька заяц!

АВТОР:Отправился заяц дальше, навстречу ему старый его друг, ёжик.

ЗАЯЦ:Куда идёшь, Колючая Голова?

ЁЖИК:Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.

ЗАЯЦ:Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!

(Насыпал Ежу полную корзину яблок) ЁЖИК: Спасибо, тебе, друг мой, заяц! Выручил ты меня!

АВТОР:Вышел Заяц на лужок, а там Коза гуляет.

КОЗА:Бе-е-е… Здравствуй, заяц. Чего несешь….

ЗАЯЦ: Да, вот, яблок несу своим деткам! Угощайся, коза!

КОЗА: Спасибо, очень вкусные яблочки! Скоро увидимся, заяц!

АВТОР: Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг вылез из земли крот…

КРОТ: Кто тут?

ЗАЯЦ: Это я – заяц!

КРОТ:А-а-а… здорово, косой! Давненько мы с тобой не виделись! А чем это так вкусно пахнет? Постой, это же яблоками пахнет!

ЗАЯЦ:Ага, угадал, приятель! На вот, попробуй!

КРОТ:Спасибо, дружище! Скоро увидимся!

АВТОР: А в заячьем домике давно ждут папу-Зайца. Чтобы скоротать время, мама-Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. И тут кто-то постучал в дверь.

БЕЛКА:- Вот! Это вам мама просила передать!

ЗАЙЧИХА: Чудеса.

ЁЖИК: (стучит в дверь) Хозяин дома?

ЗАЙЧИХА: Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

ЁЖИК: Хозяина сегодня твоего в лесу встретил! Яблок он набрал полный мешок!

ЗАЙЧИХА: Да вот что-то нету его!

ЁЖИК:Наверное мешок очень тяжелый, вот он и запаздывает! Возьмите и от меня гостинцев вам и вашим зайчатам! А я пойду пожалуй…. Вы зайцу от меня кланяйтесь!

КОЗА (стучится в дверь)Бе-е-е-е! Есть кто-нибудь дома…

ЗАЙЧИХА: Да, да, есть!

КОЗА:Здравствуй, соседка! Это для ваших детей я принесла капусты и крынку молока!Капуста нынче хорошая уродилась. Кушайте на здоровье!

(Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота)

КРОТ:Это дом Зайца?

ЗАЙЧИХА:Да, мы тут живём,

КРОТ: Значит, я правильно подкоп вёл!

(полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла)

КРОТ:Привет Зайцу!

ВОРОНА:Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

ЗАЯЦ:Вот. Самое лучшее! Клюй на здоровье!

ВОРОНА:Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!

ЗАЯЦ:А я. А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

ВОРОНА:Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!

ВОЛК (возле яблони): Тебе что здесь нужно?

ЗАЯЦ:Я. Яблочки хотел собрать. Зайчатам.

ВОЛК: Значит, ты яблочки любишь?

ЗАЯЦ: - Лю. Люблю.

ВОЛК:А я зайцев очень люблю!

(Бросается на зайца. Заяц одевает мешок на голову волку)

АВТОР:Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.

(Стук в дверь. Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц).

ЗАЯЦ: Я ничего. совсем ничего вам не принёс.

ЗАЙЧИХА: Зайчик мой бедный!

(Сильный стук в дверь)

ЗАЯЦ:Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все!

(Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя)

МЕДВЕДЬ:Вот! Держи от меня подарок. Мёд настоящий, липовый.

ВОРОНА: Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

Главный смысл сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок» состоит в том, что надо быть отзывчивым и щедрым и добрые дела обязательно вернутся к тебе сторицей.

Сказка В. Г. Сутеева «Мешок яблок» учит нас делиться с окружающими тем, что у нас есть. Заяц не жадничал и делился со всеми зверями своими яблоками. А в итоге его семья получила ответный подарок – много разнообразной и вкусной лесной еды.

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной выразительной речи у детей средствами произведений художественной литературы Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех.

Развитие речи детей посредством художественной литературыРазвитие речи детей посредством художественной литературы .

Комплексно-тематическое планирование ОО «Речевое развитие». НОД «Чтение художественной литературы» Месяц, неделя Тема ННОД, содержание работы Культурные практики (виды деятельности) Формы организации детско-взрослой (партнерской) деятельности.

Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и аппликации в старшей группе «Путешествие по миру литературы» Цель: Систематизировать знания о разных жанрах литературы: сказках, стихах, рассказах. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Задачи ОО.

Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры» Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры» Цель: повысить профессиональное мастерство,.

Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы Проект «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»средняя группа №4 «Сказка» Актуальность.

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» Развитие нравственных качеств у детей дошкольного.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы .

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки (Из опыта работы) Актуальность. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи по средствам художественной литературы
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 08:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД