Получи документы

Развитие речи с использованием пиктограмм

Лариса Малютина
Развитие речи с использованием пиктограмм

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Методическое пособие предназначено для логопедов, воспитателей и родителей. Немного истории.

Публикация «Развитие речи с использованием пиктограмм» размещена в разделах

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл: люди не буквами, которых они еще не знали, а знаками и рисунками «писали» то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, каждая точка или круг, поза, а может быть, поворот головы животных имели вполне определенное значение. Рисунок человека, бегущего за кабаном, например, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Что в принципе одно и то же. Человек, получивший такое послание, мог прочитать его так же, как мы читаем письма.

Вот такие рисунки, составляющие письмо, и называются пиктограммами. А целые рисунчатые письма - пиктографией. На латинском языке «pictus» означает «нарисованный».

С развитием письменности пиктограммы не исчезают, просто меняется их назначение. Однако некоторые племена очень долго еще сохраняли традицию передавать послания в рисунках. Конечно, во многом это было вызвано тем, что люди были неграмотны.

Так, в середине XIX века президент США получил однажды необычное письмо от вождя одного из индейских племен. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, различные звери, проведены какие-то линии, полосы, были здесь изображены и другие непонятные знаки. Президент поручил чиновникам своей канцелярии расшифровать это загадочное послание. И вот что в нем было написано.

Оказывается, вождь племени журавля, а также вожди племен куницы, медведя и морского кота обращаются к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места. Тонкая линия, проведенная от глаз журавля к трем окружностям, обозначала, что индейцы хотят переселиться на три озера, вокруг которых находились более удобные для них земли. Длинная же полоса, прочерченная под ногами животных, указывала на Верхнее озеро, рядом с которым располагались племена сейчас. Линии, соединяющие мозг и сердце журавля с сердцами и глазами животных, показывали, что просьбу поддерживают все племена индейцев.

Пиктограммы существуют и в наши дни. Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т. д. Вспомните также рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвященные похождениям одного героя.

В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Учитывая особые речевые возможности детей с ОНР (бедный словарный запас, трудности в согласовании и управлении, изложение событий в логической последовательности) работа начинается с определения семантического поля – восприятие предмета в целом (название, признак, возможность производить действия с предметом).

Для оптимизации процесса обучения и повышения интереса вводятся сказочные персонажи.

Гном «Кто? Что?»- помогает накапливать предметный словарь.

Гном «Какой?»- учит различать и выделять признаки предметов.

Гном «Что делает?» знакомит со словами – действиями.

Составление любого рассказа – описания начинается с «исследования» предмета, игрушки, муляжа.

Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Набор последовательно выставленных пиктограмм помогает ребёнку описать предмет полностью и точно. Запомнив и опираясь на алгоритм описания, дети в дальнейшем самостоятельно смогут составить описательные рассказы.

Для пересказа создаётся схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о логической последовательности текста.

Вначале используются готовые схемы. Затем постепенно привлекаются дети к совместному составлению пиктограмм.

Во время формирования у ребёнка навыка составления описательного рассказа должна проводиться предварительная работа по накоплению словаря, включающая в себя обыгрывание каждой ячейки схемы.

Гномик «Кто это? Что это?»

Помогает накапливать предметный словарь.

Гномик «Какой?»

Учит различать и выделять признаки предметов.

Гномик «Что делает?»

Знакомит со словами – действиями.

Составление описательного рассказа.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Название предмета, величина.

Форма.

Цвет.

Какой предмет на вкус.

Где растёт в саду или огороде.

Яблоко большое,

круглое,

красное,

сладкое, сочное.

Растёт в саду, на дереве.

Из яблока можно приготовить сок, сварить варенье.

Пересказ сказки «Репка».

Речь сопровождается показом пиктограммы.

Посадил Дед репку.

Выросла репка большая – пребольшая и стал он её тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала жучка кошку Машку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!

Составление сравнительного рассказа

«Ранняя и поздняя осень».

Речь сопровождается рисованием пиктограмм с использованием сюжетных картин, на которых изображена поздняя и ранняя осень.

А Ранней осенью погода

солнечная, а поздней – пасмурная.

Ранней осенью птицы собираются в стаи,

а поздней осенью – улетают в тёплые

края.

Ранней осенью на деревьях есть листья, а

поздней осень деревья стоят голые.

Ранней осенью животные готовятся к

зиме, а поздней осенью некоторые

животные впадают в спячку.

Игровая деятельность.

При работе с пиктограммами вовлекайте ребёнка в игровую деятельность.

Игра «Писатель». Ребёнку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о животном, об овощах и фруктах и т. д., в зависимости от изучаемого материала. Затем кто – либо из детей выходит и рассказывает свою «придумку».

Игра «Самый главный» также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздаёт детям игрушки или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили, например, животные на скотном дворе или лесу, кто из них самый главныё. Дети озвучивают героя, изображённого на картинке, описывая его, используя пиктограммы от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметные картинки или игрушки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.

Игра «Загадки». В данном случае один ребёнок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чём он говорит. Ребёнок, который угадал этот предмет, составляет следующий описательный рассказ.

Публикации по теме:

Сказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речиСказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речи Приходя в мир, ребёнок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением.

Доклад «Развитие речи детей с использованием ИКТ» Доклад «Развитие речи детей с использованием ИКТ» Воспитатель Айтушева Разия Пахчановна Слайд 2. Для маленького ребёнка овладение речью.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием технологий «Звуковая культура речи. Звуки [р]-[р’]» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологий: игровой, сотрудничества,.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи» с использованием массажных мячиков.Мастер-класс «Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи» с использованием массажных мячиков. Мастер –класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи» с использованием массажных шариков. С помощью.

Организованная образовательная деятельность: развитие речи «Звуковая культура речи: звук [с]» Организованная образовательная деятельность: развитие речи. Тема: «Звуковая культура речи: звук с» Интеграция образовательных областей:.

Презентация «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего» Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.

Развитие речи младших дошкольников с использованием книг «Истоки для дошкольного образования» Выступление на "Герасимовских чтениях", Вологда, 2016г. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне.

Развитие связной речи с использованием мнемотехники Тема «Лиса» РМО для воспитателей детей младшего дошкольного возраста Тема «Развитие связной речи с использованием мнемотехники в средней группе» Конспект.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Статья «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности» Тема: «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности Л. В. Красильниковой». Успешное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи с использованием пиктограмм
Опубликовано: 11 октября 2017 в 18:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД