Лучший педагог года

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками»

Гребенюк Ирина Викторовна
Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками»

Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом:

Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря

Подготовка органов артикуляции, дыхания

Развитие мелкой и тонкой моторики

Вызывание активной речи, использование в речи смысловых звукоподражаний, аморфных слов, простых слов и фраз.

Публикация «Занятие по развитию речи „Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками“» размещена в разделах

В случаях, когда заходит разговор о ребенке, который еще не научился говорить, часто можно услышать:«Он все понимает, только пока не говорит». Это подразумевает, что он знает значения многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации.

Однако при начале регулярных занятий видны пробелы в знаниях ребенка: он не

только не понимает значения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе.

Таким образом, можно утверждать следующее: работа над пониманием

речи неговорящими детьми не просто желательна, а необходима.

Создание речевой среды

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание

речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению

пассивного словаря.

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях и режимных моментах, так и в ходе специально организованных занятий, игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и дефектолог с воспитателем,музыкальный руководитель и инструктор физвоспитания. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой

среды.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

-постоянный разговор с ребенком;

-единые требования к речевому общению с ребенком всех близких

взрослых;

-определенные требования к речи окружающих взрослых;

-постепенное усложнение речевого общения;

-организация специальных речевых игр и упражнений.

Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая

все обычные ситуации (одевание,еда и др.). Такую же работу следует проводить во время игр, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.

При этом взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После

того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его,

ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить

малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет

или совершить с ним какое-либо действие.

Пример проговаривания взрослым различных ситуаций вы увидите на экране нашего видео

Умывание

—Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в

другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай

руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хоро-

шенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку —

вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки

и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду

с ручек—вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо

и руки. Молодец! Смотри, какой чистенъкий стал.

Ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом

узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает

значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения

слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются

в сознании ребенка.

Подобную работу проводит и дефектолог во время занятий.

Во-первых,педагог проговаривает все происходящее на занятии.

Во-вторых, использует для речевого общения спонтанно возникающие

во время занятия ситуации, что дает возможность познакомить

ребенка с новыми словами.

В-третьих, специально организует ситуации, в которых ребенок получает возможность использовать свои речевые навыки.

Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых

Противоречивость требований со стороны значимых для него

взрослых вредна любому ребенку

В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка,

который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо

приложить все усилия, чтобы к развитию речи был единый подход.

Необходимо научить родителей правильно общаться со своим

ребёнком: с одной стороны помогать, с другой — создавать ситуации,

в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью. (Ты хочешь куклу или мяч)

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых

Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию,необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной,могла стать эталоном.

У детей с ЗПР усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется.

Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком. Необходимо постараться, чтобы

речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала

следующим требованиям: (на слайде)

-правильность — речь взрослого должна быть чистой, без речевых

нарушений;

-четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной

артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого,

с выделением ударного слога;

-простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;

-повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предложения

взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

-богатство — взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

Постепенное усложнение речевого общения

В ходе спонтанного развития и специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. Появляются новые речевые навыки, расширяются возможности. Чтобы в полной мере использовать их, необходимо менять уровень требований к речи ребенка.

Однако требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их.

Педагог объясняет родителям, как лучше общаться с ребенком на каждом этапе его речевого развития. Вместе с родителями он отслеживает динамику развития речи ребенка, предлагает закреплять в повседневной жизни то, что было усвоено на занятиях.

Организация специальных речевых игр и упражнений

На занятии развитие речи ребенка происходит в ходе специальных речевых игр и упражнений. Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей.

Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка,его индивидуальных возможностей.

То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями

педагога закрепляется воспитателями и родителями.

Накопление пассивного словаря

Пассивный словарь в нашем контексте — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные, слова-действия (глаголы, а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами. (Предложить словарик)

Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи.

Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром, подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания.

Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов — фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет — взрослый называет его; ребенок совершает действие—взрослый обозначает его

глаголом и т. д. ; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит:

«Будем мыть руки» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь.

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты,но не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.

Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны,

помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой — делает

речь более эмоциональной и насыщенной

Работа по расширению пассивного словаря и развитию понимания

речи ведется как педагогами, так и близкими ребенка. Если

родители развивают понимание речи в бытовых ситуациях,

то дефектолог расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения

специальных игр, используя при этом различные материалы

и игрушки, а также специальные приемы.

Игры для развития пассивного словаря

Румяные щёчки

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия

частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит

ребенка показать различные части тела или лица.

— Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи,

где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название,

а назначение части лица или тела.

—Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит?

Чем Маша слушает?

Развитие активной речи ребенка

Создание потребности подражать слову взрослого—ответственный

момент в работе с безречевыми детьми. Необходимо

отметить, что развитие речевого подражания — естественный

период в развитии детской речи как в норме, так и в случае

речевых нарушений при ЗПР. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать работу с неговорящими детьми

с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже,

с постановки звуков.

При этом не следует впадать в другую крайность — расширять

и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком

звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо

переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний

при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить

по подражанию хотя бы части некоторых слов.

Развитие речевого подражания

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим

произнесенных им звуков, слов, фраз.

Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на

эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем

появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Развитие у ребенка речевого подражания требует

соблюдения ряда условий: наладить эмоциональный контакт, что обеспечит

необходимую мотивацию речевой деятельности надо начинать с развития общего подражания

Для развития речевого подражания необходим определенный

уровень развития внимания и слухового восприятия, а также дыхания и готовности органов артикуляции (подробное описание этой работы можно найти в предлагаемой нами литературе);

необходим определенный уровень понимания речи

Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать

возникновения «попугайного» повторения—воспроизведения слов

без подлинного осмысления Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого,которые были озвучены выше:

-речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения

губ взрослого;

-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована,

с выделением ударного слога;

-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны

произноситься неоднократно;

-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не

следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Требования к речи ребенка: ответы ребенка принимаются в любом

виде. Главное, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения, наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Подражание речи взрослого проходит несколько этапов. В зависимости

от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение слогов, слов или фраз.

Этапы развития речевого подражания:

Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в

игре.

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-

слоги, несущие собственную смысловую «начинку»: ав-ав, ду-ду, би-би. Ребёнок может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама,

папа, дай, на, киса, и т. д. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий, чем их больше в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении

нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию

слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку

Помимо правильно произносимых слов в детской речи присутствуют «аномальные слова»:

-Слова-фрагменты, «мако» (молоко)

-Слова-звукоподражания, «ам-ам»(кушать) и т. п.

-Контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов. Например, «палата» (лопата)

При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы»: он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме. На занятиях используются прежде всего слова-звукоподражания.

Кроме этого, в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.

Однако закреплять и поддерживать такую автономную речь ребенка нельзя.

В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка?

Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в

ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных

игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.

Варианты речевого подражания предлагаются в такой последовательности: звуки — аморфные слова— слова—фразы. Такая форма предложения материала позволяет гибко подбирать подходящую игру, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. Кроме того, можно предлагать разные варианты одной игры, постепенно усложняя речевое сопровождение.

Можно варьировать степень сложности предлагаемой для повторения речи в работе с разными детьми внутри одной группы, т. к. в этом возрасте уровень развития речи детей может сильно различаться.

В заключение хотелось бы сказать о некоторых эффективных приемах вызывания у детей речевого подражания.

В случае, когда в игре используются стихотворные тексты после многократного повторения стихотворения педагогом с выделением звукоподражаний,слов и фраз, предлагается использовать прием договаривания слов и фраз. Этот прием осуществляется путем создания пауз при чтении стихотворения.

Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной

эффект. Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.

Увеличивать сложность заданий можно постепенно Если дети затрудняются, помогите им — произнесите нужные слова сами и временно вернитесь на предыдущий уровень выполнения задания.

Объем. Тексты не должны быть длинными, особенно на начальном этапе работы.

Уровень сложности. Тексты должны быть простыми по содержанию — состоять из слов, доступных пониманию детей, знакомых им по опыту, по книжкам, мультфильмам и пр.

В текстах должны присутствовать повторяющиеся элементы — слова, фразы или целые куплеты.

В случае, когда игра проходит в форме беседы.

Сначала педагог многократно повторяет слово или фразу, предлагаемую ребенку

для запоминания и воспроизведения. Затем задает ребенку вопрос,побуждая ответить выделенным словом (фразой). Если ребенок затрудняется, взрослый повторяет слово или фразу, затем снова повторяет вопрос. Можно предложить в качестве ответа несколько вариантов на выбор. (Некоторые приёмы вы сможете посмотреть на видео)

Игры для развития общего и речевого подражания

Самолёты

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение

звука У.

Ход игры: Предложите детям поиграть в самолётики.

—Послушайте стихотворение про самолёт:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

—Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели:

«У-У-У!»

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая

движения произнесением длительного непрерывного звука У-

Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались

друг с другом.

Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи — подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т. д.

Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к организации занятий,использования специфических приемов.

Но вот, наконец, ребенок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается

следующий этап общения и развития.

Публикации по теме:

Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми Муниципальное образовательное учреждение № 34 г. Мурманска Учитель-логопед: Гриценко С. Э. Слайд: Уважаемые коллеги, представляю вам тему.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.

Занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в средней группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.

Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возрастаИгровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста В статье затрагивается вопрос о важности и необходимости развития.

Занятие по формированию речевой активности «Игры с неговорящими детьми» Игры с неговорящими детьми Формирование речевой активности Игра «Солнце-дождик» Цель: формирование речевой активности, активизация повторения.

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед.

Из опыта работы «Особенности работы со старшими дошкольниками, имеющими недостатки звукопроизношения» Основная задача, которая ставится по воспитанию звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте – дальнейшее совершенствование речевого.

Методика работы над сказками А. С. Пушкина в процессе разнообразных форм работы со старшими дошкольниками Старший дошкольный возраст - существенный этап становления нравственного облика ребенка, когда совершается его вступление в мир общественных.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками»
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 19:50
+125Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД