Папки-передвижки

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Юлия Косетченкова
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Косетченкова Юлия Игоревна, воспитатель ГБДОУ детский сад 53 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Каждый родитель с особым трепетом ждет первых слов своего чада! И вот уже звучит заветное «мама» или «папа», и совсем скоро малыш становится полноценным участником диалога.

Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Каждый этап дошкольного детства характеризуется определенным новообразованием или достижением, в том числе и в речевом развитии ребенка. В возрасте 3-4 лет речь ребенка развивается стремительно:

- активно пополняется словарный запас;

- из односложных фраз ребенок переходит к более сложным предложениям;

- появляются новые, ранее недоступные звуки.

Конечно, не все так безоблачно, есть характерные речевые трудности для этого возрастного периода: «проглатывание» звуков, перестановка звуков и слогов в слове, сокращение слов. Как раз в этот период крайне важно, чтобы социальная среда ребенка создавала условия для формирования речевых навыков, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Основной способ формирования речи младшего дошкольника – это общение. Много общения. У взрослых в запасе есть немало «хитрых» способов активизировать речь ребенка.

Например:

- проговаривать и описывать вслух те действия, которые совершает взрослый; а затем и действия ребенка;

- не спешите по первому невнятному звуку угадать, что хочет ваше чадо! Переспросите, задайте наводящие вопросы, чтобы ребенок все же попытался сам сформулировать фразу.

- обогащайте речь прилагательными, говоря о каком-либо предмете: достали из шкафа для своей принцессы платье, опишите его несколькими словами (красное, красивое).

- народный фольклор (песенки и потешки, соответствующие моменту): умываемся под «Водичка, умой мое личико…», гуляем под «Топают ножки по дорожке…» и т. д.

Способы и методы активизации речи младшего дошкольника

1. Рассказывание по картинкам. Яркие иллюстрации привлекут внимание ребенка, а ваши вопросы помогут рассказать, что же изображено на картинке. Задавайте уточняющие вопросы: «Какого цвета бант у девочки?», «Во что играют дети в песочнице?».

2. Развитие мелкой моторики. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - писал великий педагог Василий Сухомлинский. И в самом деле, важность мелкой моторики в развитии всех психических функций, в том числе и речи, сложно переоценить. Чем более ловкие пальчики дошколенка, тем лучше и правильнее будет формироваться его речь. Развитию мелкой моторики рук способствуют разнообразные пальчиковые игры: от специальных движений рук в сопровождении соответствующих стихов до банального ощупывания разных по фактуре материалов, угадывания предмета наощупь, работа пальчиков с мелкими деталями.

3. Развитие артикуляционного (речевого) аппарата ребенка. Помимо физиологических проблем, как, например, короткая уздечка, речевой аппарат требует обычных тренировок, в том числе и мышечных. Сложно правильно произнести слово, когда твой язык как будто ватный и не слушается тебя. Формирование артикуляционного аппарата происходит примерно годам к 5. Специфическими проблемами занимаются логопеды и неврологи, а в качестве простой помощи в домашних условиях вполне подходят различного рода зарядки, например, для непослушного язычка. Также полезные дыхательные гимнастики, которые можно проводить в виде игр «Чья пушинка дальше улетит» или «Дуем на вертушку».

4. Ну и самое главное - разговаривайте с ребенком! Всегда и везде. Дорога в детский сад или магазин может стать увлекательной экскурсией, особенно, если этот путь вы проделываете пешком, как раз будет время для беседы. Обратите внимание ребенка на то, какая погода, опишите ее; какое небо и как светит солнце; какие листочки, цветочки или почки на деревьях! Каждое ваше слово пополняет словарный запас вашего малыша.

И не забывайте, что речь ребенка должна развиваться соответственно его возрасту с учетом его индивидуальных особенностей. Все должно быть гармонично: сочетайте речевое развитие с физическим и познавательным. И плоды ваших трудов не заставят себя ждать!

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2020 в 11:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД