Развитие речи в онтогенезе

элла сипайло
Развитие речи в онтогенезе

Онтогенез развития речи

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Выделяют 4 этапа становления речи:

• 1-й — подготовительный — до 1 года;

• 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком от 1 до 3 лет;

• 3-й — дошкольный от 3 до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;

• 4-й — школьный, от 7 до 17 лет который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитиютонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить,что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 месяцев появляется гуление

к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух).Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

• В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

Преддошкольный этап. (от 1года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Словарь:

• В 1 год и 6 месяцев произносит10-15 слов.

• К концу 2года в запасе 300 слов.

• К 3 годам около 700 слов.

Звукопроизношение.

Освоены гласные ([А], [У], [О], [И])

согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’]

к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’].

Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит.

Грамматический строй. Значения слов становятся все более определенными.

К 2 годам дети практически овладевают навыками:

• употребления форм ед. и множ. числа имен существительных,

• времени и лица глаголов,

• используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи значительно превосходит произносительные

возможности.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает:

• Формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом.

• Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока).

• Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

Связная речь

Связная речь только начинает формироваться.

• Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.

• К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.

• Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»)

• Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья.

В 3 года ребёнок должен:

Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

Словарный запас:

3-4 года

• 1000-2000 слов

• Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2). Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

• Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т. д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные прилагательные (мамин, папин).

4-5 лет

• до 2500 – 3000 слов.

• Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты).

• Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования.

• Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных.

• Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

5-6 лет

• В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до 3000 слов,

• представлены все части речи.

6-7 лет

• более 4000 слов,

• представлены все части речи, включая причастия и деепричастия.

• При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки. (Я РВАЛ НЕДОРАСПУЩЕННЫЕ ЦВЕТЫ. ЯЙЦО БЫЛО ЗОЛОТОЙ КРАСКОЙ ВЫКРАСЕНО. Я УВИДЕЛ ЭТО ВО СНЕ, СПЯ.).

Звукопроизношение:

3-4 года – свистящие (С, З, Ц)

4-5 лет – шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч)

5-6 лет - сонорные (Л, Р)

Фонетико-фонематическая сторона речи

3-4 года

• Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц, к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой.Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х. Дети верно воспроизводят слова со стечением 2 -3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.

4-5 лет

• Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж], а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или отсутствовать. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает.Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро;может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

5-6 лет

• В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

6-7 лет

• К шести годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих. (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Грамматический строй:

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.

В 3 года ребёнок должен:

Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

В 4 года ребёнок должен:

Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

• Правильно согласовывать слова в предложении.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).

В 5 лет ребёнок должен:

• Согласовывать существительные с числительными два,пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;

Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;

• Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;

Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.

В 6 лет ребёнок должен:

Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;

Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;

Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;

Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;

Образовывать прилагательные от существительных:относительные: малиновый, деревянный, дубовый,притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;

Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;

Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение.

Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств

Публикации по теме:

Год экологии. Развитие речи «Путешествие в лес»Год экологии. Развитие речи «Путешествие в лес» Обучающие:Закреплять знания о диких животных. Развивающие:Развивать речь,мышление,память. Воспитывающие:Воспитывать любовь к окружающему.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Лэпбук «Развитие речи»Лэпбук «Развитие речи» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Представляю Вам лэпбук «Развитие речи» Если хочешь, чтоб ребята, Знали звуки и слова, В руки папку Вы возьмите, Загляните.

ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.» ООД по развитию речи с мультимедийной поддержкой «Кто придумал алфавит» Программное содержание: 1. Познакомить детей с историей создания.

Автор публикации:
Развитие речи в онтогенезе
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 10:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной...
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне… » ( Э. Успенский)...
Мини проект ко Дню Космонавтики «Космические просторы» старшая группа
Проект ко дню Космонавтики "Космические просторы" Срок реализация: 1 неделя. Тип проекта: Информационно-творческий, краткосрочный. Участники проекта:...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Шкатулка добрых дел»
ОО «Социально – коммуникативное развитие» Цель: организация совместной деятельности с детьми в реализации социального проекта. Задачи:...