Приложение МААМ

Развитие регулирующей функции речи как основы для формирования познавательной деятельности у детей с ОВЗ

Вартануш Дзреян
Развитие регулирующей функции речи как основы для формирования познавательной деятельности у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Основополагающей педагогической идеей деятельности детского дома «Аревик», коррекционного образовательного учреждения, является воспитание самостоятельной, разносторонне развитой, социально адаптированной личности на основе максимально возможного развития всех психологических новообразований дошкольного возраста, коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, активизации и развития духовных, нравственных и познавательных возможностей каждого ребенка. Достижение этой цели на современном этапе развития общества, в контексте социально-экономических преобразований невозможно без совершенствования содержания и методики специального дошкольного образования. По отношению к детям с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в детском доме, перестают действовать традиционные способы обучения. Самой точной характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского «о социальном вывихе». Исправить его - «значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган»(3,с. 102) исключительно средствами образования, не массового, а специального, особым образом построенного предусматривающего «обходные пути».

Публикация «Развитие регулирующей функции речи как основы для формирования познавательной деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей, с ограниченными возможностями здоровья, является использование предметно-схематического моделирования. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных схем (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы обучения, разработанные Д. Б. Элькониным, Л. Е. Журовой. По моему мнению, использование предметно-схематических моделей, облегчает процессы овладения речью детей, умения устанавливать социальные контакты, формирования целостной системы знаний об окружающем предметном мире.

Большинство психических функций имеют сложное комплексное строение, которое основано на взаимодействии нескольких функциональных систем. Координирующую роль в этом взаимодействии выполняют регулирующая и планирующая функции речи. Но из-за отставания в развитии всех видов и функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, и в особенности контекстной (ее планирующей и обобщающей функции, дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий.

Стремясь восполнить этот пробел в развитии, я выстроила воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы любые сведения, получаемые детьми об окружающем мире, любые производимые действия изображались схематически на бумаге, на доске, на асфальте, а потом, после детального рассматривания, могли бы выразить в слове и воспроизвести в действиях. Схематично это выглядит так:

предмет схема образ;

цепочка действий схема план действий.

В основе овладения любым структурным компонентом деятельности лежат те же психологические механизмы, что и в основе формирования любого познавательного действия.

Практические навыки вырабатываются на основе динамических стереотипов. Способность к формированию динамических стереотипов приводит к огромной экономии в работе нервной системы. Много раз повторяющиеся операции закрепляются как целостные двигательные образы, поэтому отпадает необходимость каждый раз находить способы реализации того или иного действия. Достаточно «дать команду», и весь комплекс движений «проигрывается», как записанная на магнитофонной ленте мелодия. (2,с. 105)

С целью преодоления функциональных нарушений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, определила принципы коррекционной направленности работы:

* принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремление достижения цели.

* принцип продуктивной обработки информации, предполагающий включение заданий и упражнений, предусматривающих обработку информаций разными анализаторами каждого ребенка в условиях дозированной поэтапной помощи.

* обязательное включение специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков высших психических функций.

* формирование представлений об окружающем через различные виды деятельности : познавательную, трудовую и физкультурно-оздоровительную.

Определила методы, облегчающие процесс познания и развития речи. Одним из таких методов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть эти предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного средства выделила наглядное моделирование, т. е. схемы, на значимость которых неоднократно указывал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе-схеме всех конкретных элементов высказывания и практических действий. А так же то, что каждое звено должно вовремя сменяться последующим(1). Перечисленными методами не ограничивается работа по развитию речи и формированию представлений об окружающем предметном мире, но их можно считать «пусковыми», наиболее значимыми.

Разработала основные образовательные маршруты.

Первое направление: освоение связной речи путем использования предметно-схематических моделей Т. А. Ткаченко. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным, обобщенным планом. Принципиально важным является наличие в модели частей, которые призваны произвольно регулировать исследовательскую деятельность детей. Модели Т. А. Ткаченко применяла при описании игрушек, одежды, посуды, овощей и фруктов(№1, времен года(№2). Например, при описании овощей и фруктов использовала такие компоненты качества как: цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу. Естественно, что рассказы детей с интеллектуальной недостаточностью простые, короткие, без ярких эпитетов и сравнений. Но в результате данной работы, у детей появился интерес к окружающим их предметам. Стали звучать вопросы, обращенные друг другу «Какого цвета?», «Какой формы. Возросла регулирующая функция речи.

Второе направление: описание последовательных действий по серии картинок и образцу, практическое выполнение цепочки действий. Принципы построения моделей: простота, доступность, последовательность. Использовала их при умывании(№3, при сервировке стола, при одевании на прогулку(№4, при уборке кроватей. В процессе работы столкнулась с отсутствием умения выполнять задания без многократного повторения образца. Использовала следующие виды помощи: повторение инструкций, совместное проговаривание инструкций, наводящие вопросы, образец выполнения задания. Например, при одевании на прогулку, учила соотносить элемент схемы с реальным атрибутом одежды, требовала строгого соблюдения последовательности плана. В результате работы в данном направлении возрос уровень словесной регуляции в продуктивной деятельности, закрепление у детей с интеллектуальной недостаточностью элементарных навыков по самообслуживанию.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование предметно-схематических моделей способствовало повышению уровня регулирующей функции речи, как основы познавательной деятельности, формированию умения высказывать последовательность действий через проговаривание пунктов плана, а самое главное, практически выполнять их. Это позволяет дать оценку большим возможностям систематической работы в детском доме по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью элементарной словесной регуляции и планированию деятельности, развитию самостоятельности, умению устанавливать социальные контакты.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Выготский Л. С. «Проблемы дефектологии» Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; - М. : «Просвещение», 1995.

2. Бадалян Л. О. «Невропатология».- М. : «Просвещение», 1987.

3. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. «Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития».- СПб. : «Питер», 2001.

4. Ульенкова У. В. «Дети с задержкой психического развития».- ННовг. ,1994

5. Дубровина И. В. «Психическое развитие воспитанников детского дома».-М. : «Педагогика», 1990.

6. Виноградова А. Д. «Практикум по психологии умственно отсталого ребенка».- М. : «Просвещение», 1985.

7. Илюк М. А. «Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме».-«Каро», 2008.

8. Воробьева В. К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи».- М. : «Транзиткнига», 2006.

9. Малетина Н. И. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР».-«Дошкольное воспитание». 2004.№6 С. 64-68.

10. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов».- «Дошкольное воспитание». 1990.№10 С. 16-21.

Дзреян Вартануш Хачехпаровна – воспитатель высшей категории Государственного Казенного образовательного учреждения Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Аревик», с. Чалтырь, Мясниковский район.

Публикации по теме:

«Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ» Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие регулирующей функции речи как основы для формирования познавательной деятельности у детей с ОВЗ
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 21:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие регулирующей функции речи как основы для формирования познавательной деятельности у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Вартануш Дзреян (УИ 97982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД