Ирина Кривенко
Развитие саморегуляции детей дошкольного возраста с ОВЗ в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы на заседании творческой группы музыкальных руководителей по теме:
«Развитие саморегуляции детей дошкольного возраста с ОВЗ в музыкальной деятельности»
Музыкальный руководитель
И. В. Кривенко
Г. Железногорск, 2023
Публикация «Развитие саморегуляции детей дошкольного возраста с ОВЗ в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей дошкольного возраста. В этом возрасте формируется важнейшее личностное новообразование – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Актуальность музыкальной деятельности заключается в том, что она позволяет каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыку. Занятия музыкой положительно влияют на физическое и морально-психологическое состояние детей, помогают в становлении саморегуляции, развивают эстетическое восприятие, способствуют эмоционально-двигательному самовыражению, развивают творческие способности. Неоценимо значение музыки в психическом развитии ребёнка, в частности, в развитии речи.
1. Эмоциональное развитие. Влияние на эмоциональную сферу даёт возможность посредством музыкальной деятельности выразить себя и своё отношение к окружающему.
2. Коммуникативное развитие. Музыкальная деятельность – танец, пение, игра на ДМИ – способствуют формированию коммуникативной компетентности.
3. Развитие слухового внимания и восприятия. Сосредоточение на звуке, нахождение источника звука, соотнесение музыкального инструмента с издаваемым им звуком развивают слуховое внимание и восприятие.
4. Развитие моторной сферы - моторно-двигательный компонент восприятия музыки. Восприятие музыкального и речевого ритма через активизацию движений.
5. Психическое развитие (внимание, восприятие, речь, мышление).
6. Коррекция речи:
• Повышение речевой активности
• Развитие голоса
• Развитие артикуляции (пение способствует формированию плавности артикуляции при заикании)
• Развитие речевого дыхания
• Развитие плавности и ритмичности речи
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, как писала Т. Э. Тютюнникова «игра детей – это их работа по изучению и освоению окружающего мира».
В игре ребёнок формируется как личность, в процессе игры все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
В игре волевое усилие прикладывается не так тяжело, как в жизни – подождать своей очереди, зная, что сейчас будет весело, уступить кому-либо, потому что игра не прервётся, но продолжится дальше вместе с тобой, поступить не как хочется, а как надо по правилам игры не так обидно, как если бы это было просто в обычной жизненной ситуации, а не в игровой. Игра позволяет ребёнку почувствовать себя успешным.
Дети живут и развиваются по принципу удовольствия – делать то, что ощущаешь, как «хорошо», и избегать того, что «опасно». Игра – это удовольствие, в которой ребёнок свободен, спонтанен, игра обеспечивает эмоциональное наслаждение и удовлетворяет жажду развития.
Современный ребёнок – не тот, каким были дети даже десять лет назад. Дети другие, необычные, не признающие авторитета, не желающие подчиняться просьбам взрослого, потому что «так надо». При этом старшие дошкольники, скорее, зададут вопрос: «А зачем мне это надо?».
При этом, большое количество детей при поступлении в дошкольное учреждение уже имеют проблемы со здоровьем, попадающие в категорию ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
Приходя на музыкальные занятия, дети с ОВЗ испытывают сложности с регуляцией поведения – им сложно включиться в музыкальную деятельность, сложно сконцентрироваться на речи взрослого, сложно принять нормы и правила взаимодействия с педагогом и сверстниками – сложно регулировать своё поведение.
В этих условиях, развитию саморегуляции поведения способствует музыкально-игровая деятельность детей. Музыка становится условием и средством развития саморегуляции.
Сегодня я хочу представить вам музыкально-ритмические игры, которые, помимо развития музыкальных способностей детей с ОВЗ, способствуют развитию саморегуляции, становлению произвольности поведения и деятельности детей.
Игра-встраивание в музыку
Игры с использованием ритма музыкальных инструментов (голоса педагога, если движения озвучиваются, способны привлечь внимание детей звучанием. Начиная играть, педагог транслирует детям образец деятельности, соответствующей музыкальному ритму – разнообразные шаги, бег, прыжки, кружения, плавные движения руками и корпусом и т. п, каждый раз внося новые движения и стимулируя детей на последующее двигательное самовыражение. Это игры – «внезапности», когда педагог видит, что ситуация грозит выйти из-под контроля, и не хочет принимать дисциплинарных мер. Эти игры могут также быть переходом к следующей деятельности, когда в движении демонстрируется запланированное педагогом, исключая словесные предварительные объяснения. Основная задача – смотри на меня, делай как я, по команде (или без неё, дополнительный стимул концентрации внимания) меняй движения. Дополнительная задача таких игр – погасить излишнюю двигательную и эмоциональную энергию. Начиная с быстрого ритма, быстрого темпа, педагог постепенно сбавляет темп, перемежает движения все увеличивающимися по времени паузами. Несложные правила.
Игра «Музыка зовёт»
Педагог – водящий, задаёт ритм и темп движения. Игра основывается на телесной реакции на музыку. Первое движение всегда достаточно чётко различимое, в среднем темпе – шаги (чёткий удар на каждый шаг, подскоки (синкопированные удары, быстрые громкие удары (стремительный бег, быстрые тихие удары (лёгкий бег на носочках, шуршание по мембране (кружения, плавные перетекания) и т. п.
Вариант – в качестве водящего выбирается ребёнок, который и управляет движениями других детей (педагог подключается к ним). Через некоторое время роль водящего переходит к следующему ребёнку (либо назначает педагог, либо выбирает сам ребёнок). Возможность ребёнку как повторить способ игры педагога, так и придумать свой.
Игры с паузами.
Детям с ОВЗ достаточно трудно осуществлять контроль за движениями, в частности, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Многие продолжают двигаться несмотря на то, что музыка уже закончилась. И в решении этой задачи на помощь приходит музыкальная пауза.
Игры начального этапа
В самом начале, – это просто остановка. Шли – остановились.
Игра «Иди – стой».
Музыкальный руководитель исполняет музыкальное сопровождение (музыка чёткая, ритмичная - марш или полька, прерывая игру паузами. Дети двигаются в характере музыки, маршевым шагом или поскоками. Пауза выступает сигналом к остановке.
Игры с пропеванием действия.
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи актуальны игры, в которых действия подкрепляются словами, обозначающими эти действия. Подкрепление действий словами способствует формированию речедвигательной координации, пространственно-двигательной координации.
Игра «Шаг – побежали»
В игре происходит обогащение глагольного словаря, развитие произвольности внимания, формирование контроля за движениями, своевременного переключения между действиями, формирование речедвигательной координации
Вариант 1 – стоим в кругу, идём по кругу лицом вперёд. Вариант для знакомства.
Шаг, шаг, шаг – тс-с-с-! (Остановка-замирание-пауза) - 4 раза
Побежали, побежали, по-бе-жа-ли! 3 р
Побежали, побежали и на месте стоп!
Повтор 2-3 раза.
Вариант 2 – стоим в кругу, идём и бежим лицом вперёд по кругу, на повтор, развернувшись, спиной вперёд, по кругу.
Вариант 3 – те же движения в разные стороны
(добавочная задача, достаточно сложная для детей с ОВЗ – не сталкиваться! (освоение пространства, контроль движений)
Игры с предметами
Игры с предметами в роли ведущего
Управление игрой осуществляется опосредованно, с помощью предмета, игрушки, а не речевой инструкции педагога. Двигательной активностью ребёнка управляет, например, кукла Петрушка (и ничего, что он в руках взрослого).
Игра «Петрушка – музыкант». Игра с музыкальными инструментами, включающая динамический компонент – в зависимости от положения куклы дети играют громко, тихо или молчат.
Игра «Танцующий платок». Ребёнок под музыку подбрасывает в воздух газовый платок, ловит, и снова подбрасывает, при этом двигаясь в характере музыки. Общая задача - не дать платку упасть. Действия могут быть любые - можно поймать платок руками, подождать, пока он опустится на голову, дуть снизу, чтобы платок дольше летал.
Игры на формирование пространственно-временных представлений
Нарушения развития пространственно – временных представлений проявляются как моторная неловкость, недостаточность ориентировки в как собственном теле, так и в пространстве вокруг. Применение специальных игр, позволяет ребёнку ОВЗ «вписаться» в окружающее пространство, сформировать представления о собственном теле, его границах, даёт возможность взаимодействия с окружающими на телесном уровне
Игры на формирование схемы тела и распределение внимания
Игра «Вперёд!»
Дети сидят на стульчиках, педагог - напротив. Педагог ритмично ударяет ладонями по коленкам и одновременно говорит слово «Вперёд!». Дети повторяют вместе с ним. После того, как педагог назовёт часть тела, дети должны быстро дотронуться до неё.
«Вперёд, вперёд, вперёд… носик!»
«Вперёд, вперёд, вперёд… ушки!»
«Вперёд, вперёд, вперёд… животик!» и т. п.
Вариант:
Педагог называет одну часть тела, а дотрагивается до другой. Дети должны дотронуться до той части тела, которую называют, а не до той, которую показывают.
Массаж, самомассаж – «Месим тесто» (по модели И. Барминой)
Тесто замесили, «Мнущие» движения кистями рук
Осени пирог лепили, «Ладушки» объёмными кистями рук
Зайке помогали, прыгали, скакали Лёгкие удары кончиками пальцев по рукам, плечам, голове
Тесто замесили, «Мнущие» движения кистями рук
Осени пирог лепили, «Ладушки» объёмными кистями рук
Мишке помогали, топали, шагали. Удары кулачками
Тесто замесили, осени пирог лепили, «Мнущие» движения кистями рук
Вариант 1 – самомассаж
Вариант 2 – в парах, массируем спину друг другу, меняемся.
Подвижные игры с правилами. (выполнение ребёнком 3-х и более инструкций - этапов)
Многие из перечисленных выше игр уже включали в себя более или менее сложные правила. При этом правила озвучивались как педагогом, так и его «заместителями» - музыкой, игрушкой. В этом разделе представлены игры с достаточно развёрнутой речевой инструкцией (3-5 шагов) и необходимостью для детей проявить такие качества, как применение волевого усилия, умение уступить, умение взаимодействовать со всеми участниками игры, умение сдержать себя в случае, если игра пошла не так, как хотелось бы ребёнку.
И несмотря на все сложности, дети с удовольствием играют в них. Речь идёт о русских народных играх. Почему именно р. н. и.? За всю мою педагогическую деятельность я смогла убедиться, что именно русские игры близки ребёнку по духу, русские напевы пробуждают «родовую память», старинные слова, которые мы уже не употребляем, легко принимаются и используются детьми в игре. Песни, используемые в игре, ложатся на слух и выучиваются легко, ритмичность музыки легче сочетается с ритмичностью движений. Успешность ребёнка в игре, радость и удовольствие, получаемые детьми в процессе игр, позволяют закрепить уже имеющиеся навыки регуляции поведения и облегчить усвоение новых.
Русская народная игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
«Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь».
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».