Алия Слюсаренко
Развитие самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данный документ определяет направление стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области „Познание“» размещена в разделах
В рамках ФГОС выделены 5 образовательных областей :
• Социально – коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Физическое развитие.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Предметно-пространственная развивающая среда необходима детям, так как несет информационную функцию: каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Компьютеры, электронные, механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор, предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; дидактические игры, разнообразные предметы для проведения опытов обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов. Предметно-пространственная развивающая среда раскрывает детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Информация заложенная в предметно- пространственную развивающую среду побуждает ребенка к поиску достижения цели, применение уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Воспитатель должен создать разнообразную предметно - пространственную развивающую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, которая должна соответствовать интересам и иметь развивающий характер. Среда организовывается таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься своим любимым делом. Предметно - пространственная развивающая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. Игра способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. В своей группе выделяю два варианта организации самостоятельной познавательной деятельности : самостоятельные дидактические игры и сюжетно – ролевые игры. Дидактические игры, разработанные авторами: Л. Л. Венгером, игры В. В. Воскобовича, Б. Н. Никитина и других или созданы самостоятельно, учитывая уровень познавательного развития детей и требования к самостоятельным дидактическим играм :
• Правила игры должны представлять детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми они уже овладели в процессе обучения;
• Необходима вариативность каждой игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные действия и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей к выполнению заданий;
• Большинство игр должны предполагать взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения к каждой конкретной ситуации.
Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры. В нашей группе имеются такие игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «КвадратВоскобовича», «Фонарики», «Восьмерка», «Чудо-конструкторы»; игры Б. Н. Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Палочки Кюизенера». Такие игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. В зоне математического развития представлены игры «Магнитная мозаика» со схемами, «Части и целое», «Изучаем время», «Считаем до …», «Сложение и вычитание с Карлсоном», «Разноцветные фигуры», «Все о времени», «Домино с цифрами», «Маленький дизайнер». Где дети могут закреплять свои знания о геометрических фигурах, пространственно- временные представления, познают числа и осваивают действия с числами.
Еще один из вариантов самостоятельной познавательной деятельности детей является сюжетно – ролевая игра, в содержание которой включаются приобретенные в совместной познавательной деятельности знания и умения. В рамках образовательной области «Познавательное развитие» в группе созданы зоны для таких игр как:
«Школа», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Магазин», «Библиотека», «Полиция»,«Дорожное движение», «Железная дорога», «Моряки». Сюжетно – ролевые игры позволяют закреплять представления о труде взрослых, формируют навыки пользования в общественных местах, воспитывают уважение к профессии, воспроизводят быт семьи, раскрывают нравственную сущность деятельности взрослых людей, помогают детям освоить некоторые моральные нормы.
Необходимые условия возникновения такой игры являются:
• Достаточный уровень сформировано у детей основные программные знания и умения;
• Оснащение ролевой игры атрибутами;
• Умение у детей использовать атрибуты в игре.
При организации познавательной самостоятельной деятельности воспитатель может применять косвенные методы руководства, побуждать детей к непринужденному общению друг с другом, становиться участником их игр. В самостоятельной деятельности детей воспитатель выступает в качестве партнера, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение детей. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
В зоне речевого развития имеются такие игры - «Логопедическая ромашка», «Играем с буквами», «Первое чтение», «Учимся читать», «Составь слово», «Что сначала, что потом», «Ребусы», напольный конструктор «Буквы». Игры, на умение распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Пособие с играми поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов – повествованию, описанию, рассуждению.
Особое значение в своей работе я придаю работе с художественной литературой, знакомстве с книгой; стараюсь привить любовь к чтению. Художественная литература помогает ребенку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию; стихи, сказки, рассказы, детские энциклопедии, тематические альбомы, открытки, портреты писателей.
Есть в группе уголок «Безопасности» : модель светофора, модели машин экстренных служб, дорожные знаки, игры «Юный пешеход», Лото «Дорожные знаки», «Опасный и неопасный предмет», «Азбука безопасности», «Правила поведения на дороге», рассматривают тематические альбомы и объясняют друг другу опасные ситуации на улице, на дороге, при встрече с незнакомцем, в лесу.
В старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят увидеть и услышать одобрение своих действий. Поэтому в группе выделено место на «Полочке красоты», где ребенок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому в дети с удовольствием используют такие материалы как пластилин, краски, бумагу, природный и бросовый материал, ткань.
Таким образом, построение развивающей среды обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъективных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный микроклимат в группе, активизирует самостоятельность, создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. При условии правильной организации педагогического процесса, методик, учитывающих особенности детского восприятия, а также предметно-пространственной среды дети смогут без перегрузок и напряжения усвоить предложенный материал, что является залогом успешного начала школьного детства.