Юлия Задоя
Развитие самостоятельности и детской инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование:
«Развитие самостоятельности и творческой инициативы дошкольников через театрализованную деятельность».
Творческое название: «Мы актеры».
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: долгосрочный.
Разработчик проекта:
Организация, на базе которой реализуется проект: МБДОУ №6
Срок реализации: 2019-2022 год.
Этапы реализации проекта:
Публикация «Развитие самостоятельности и детской инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
Подготовительный: март-май 2019
Планово- прогностический: июнь 2019-сентябрь 2019
Основной: 2019-2021
Заключительный: 2021
Исполнители проекта: Воспитатели групп.
Целевые группы проекта: дети 2 младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп, родители воспитанников, музыкальный работник, инструктор по физкультуре
Актуальность проекта.
Требования ФГОС ДО направлены на создание благоприятных условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, инициативы и творческих способностей, поддержку самостоятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Перед нами стоит задача воспитать личность, способную к саморазвитию, самореализации, понимающую необходимость образования на протяжении всей жизни, ориентирующуюся в динамично меняющемся мире, умеющую выбирать жизненную стратегию и нести ответственность за свой выбор.
С особой полнотой все эти качества у детей дошкольного возраста раскрываются в театрализованной деятельности. Она близка и понятна детям, дает большой простор для творческих проявлений, имеет связь с игрой. Чувства, эмоции, впечатления от происходящих вокруг событий и свои выдумки дети могут воплотить в действия и живые образы с помощью театрализованной деятельности.
Цель и задачи педагогического проекта
Создание условий для развития самостоятельности и детской инициативы дошкольников через театрализованную деятельность в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
• Подобрать методики и с их помощью определить уровень социально-коммуникативного развития дошкольников;
• Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе по направлению деятельности;
• Формировать и углублять базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
• Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;
• Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
• Развивать у детей интерес к театрализованной игре, потребность заниматься ею в самостоятельной деятельности;
• Создать условия для развития самостоятельности и инициативности детей через театрализованную деятельность;
• С помощью театрализованных игр обогащать опыт социальных и коммуникативных навыков в соответствии возраста детей;
• Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника;
На этапе завершения дошкольного образования стоят следующие целевые ориентиры, определё нные ФГОС:
• проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявлять способность к волевым условиям;
• самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
• проявлять способность к принятию собственных решений.
Для обеспечения поддержки детской инициативы взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать правила поведения, овладеть социальными навыками:
-в театрализованной деятельности предоставляем возможность самостоятельно следить за своим внешним видом;
-поощряем проявление детьми элементарных навыков вежливости;
-даем возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах театрализованной деятельности;
-предоставляем возможности проявить социальные навыки в разных видах деятельности.
Поддержка детской инициативы.
Например, готовясь к драматизации сказки «Теремок», дети самостоятельно выбирали роли и партнеров по сказке. После чего, они согласовывали, кто кем будет. Далее мы обсуждали, какие атрибуты и декорации будут использованы.
Выделяются четыре сферы инициативы :
• коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
• творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
• инициатива продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность и планирующая функция речи);
• познавательная инициатива – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родовидовые отношения.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, а театрализованная деятельность,
во-первых, консолидирует в себе все четыре сферы инициатив, и
во-вторых, она дает большой простор для творческих проявлений ребё нка:
• развивает творческую самостоятельность детей;
• побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок;
• поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест, которые дети привносят в свою деятельность, наблюдая за окружающим их миром. Как ходят пожилые люди, голосовой тембр собачки и кота, мышки. Воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, именно оттуда они берут интересные идеи, через своё умение видеть необычное в обыденном.
В этом и есть развитие самостоятельности, инициативы, и творческого воображения через ассоциативное мышление.
Творческая самостоятельность проявляется в том, что в театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова.
Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, эмоциональную выразительность сюжета.
1. Развитие коммуникативных качеств личности- в ходе работы дети самостоятельно выбирают роли и партнеров по сказке, обсуждают, какие атрибуты и декорации будут использовать. После чего, они согласовывают, кто какую роль будет играть;
2. Творческая инициатива - дети самостоятельно задумывают свои костюмы, подбирают атрибуты, наряды для них из уголка ряжения и физкультурного уголка для каждого героя.
3. Инициатива продуктивной деятельности – дети сами обсуждают декорации и возможности их преобразовать.
4. Познавательная инициатива –дети получают задание и сами находят варианты декорирования и украшения элементов, окружающих их постановку.
Формирование РППС, которая должна обеспечивать право ребенка на выбор произведения.
- оборудование театральной ширмы для показа кукольного театра, «сундучка» для игр с ряжением;
- разные виды театра (пальчиковый, варежковый, настольный, теневой, маски, костюмы);
- для развития творчества наличие бросового материала, ткани, тесьма, пряжа и т. д. ;
- учитывая полоролевые особенности детей, в их распоряжении размещены материалы, интересные как мальчикам, так и девочкам;
Совместно с родителями дети готовят костюмы. Совместная работа сближает, включает в систему человеческих отношений, происходит диалог личностей, освоение образцов и норм поведения.
Ребенок при выступлении осознает свою значимость, ответственность, ему самостоятельно приходится регулировать свои действия, принимать решения, проявлять инициативу, воображение, проявлять находчивость. Он учится справляться со своим комплексами, зажатостью, стеснительностью.
Любая роль требует достоверного и точного знания текста, ребенок запоминает роль.
Большое место в поддержке и инициативе детей уделено музыке, так как музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску. Благоприятно воздействуют на ребенка, направляют его чувства и мысли, побуждают выполнять движения. В своей работе мы идем не только от драматического образа, но и от музыкального: «Снежинки могут двигаться стремительно или плавно», «Колобок может бегать, подпрыгивая или катиться ровно», «Гуси могут шагать или летать». Все движения и образы детям подсказывает музыка.
Благодаря систематическим упражнениям, играм, индивидуальным занятиям детям становилось проще выражать свои эмоции, а это в свою очередь помогало им иметь выразительный образ героя или персонажа.
Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности поощряя исполнительское и музыкально-двигательное творчество детей, их импровизации средствами мимики, пантомимы, импровизации в пении, игре на музыкальных инструментах.
Овладев несложными эмоциями, дети научились воспроизводить их в своей деятельности. Позже познакомились с более сложными упражнениями на развитие мимики. Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы рук в кистях, локтях, действовать с партнером, но постепенно они преодолевают скованность и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жести, пластики тела создают этюды на любую заданную тему. Например, «Осенние листья», «Бабочка», «В стране цветов». В своей работе стремимся добиться того, чтобы дети были не похожи на деревянных кукол.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Подводя итог можно сказать, что театральная деятельность с детьми дошкольного возраста является хорошим средством для развития творческих возможностей ребенка, и проявления инициативы и самостоятельности, тем самым позволяя нам выполнить заказ государства на воспитание творческой и самостоятельной личности.
Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлечённости, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
Предполагаемые результаты
1. Созданы благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театрализованной деятельности;
2. Детьми приобретен опыт социальных и коммуникативных навыков поведения в соответствии возрасту детей.
3. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в театрализованной деятельности и вне её;
4. Создана система перспективного планирования по театрализованной деятельности;
5. Налажены партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом (изготовление костюмов, атрибутов для игр, совместное проведение праздников);
6. Личностный профессиональный рост педагога.
Теоретическая и практическая значимость проекта
«Развитие детской инициативы и самостоятельности в театрализованной деятельности»
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, ну него развивается инициатива, самостоятельность, он выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:
в группе своими руками и с помощью родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой, сделана картотека театральных этюдов.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
В своей работе по театрализованной деятельности руководствуюсь принципами:
наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);
- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);
- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Прежде чем приступить к работе по театрализованной деятельности педагог придерживается основным правилам:
Правило индивидуальности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть?Почему?
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Работа по театрализованной деятельности проходит в несколько этапов.
Первым этапом работы театральной студии является знакомство с театром. На данном этапе ведется работа по ознакомлению детей с театром, как видом искусства, с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров (в соответствии с возрастом детей).
Вторым этапом в нашей работе является развитие средств образной выразительности, знакомство детей с:
- интонацией (предлагается произнести слова и предложения с различной интонацией);
- позами (предлагаем изобразить кого-нибудь или что-нибудь и объяснить, почему дети выбрали именно эту позу);
- жестами (предлагаем детям показать состояние или ощущения человека «очень горячо», «я замерз» и т. п.);
- мимикой (учить детей по выражению лица, глазам и бровям, губам определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние);
Когда дети поупражняются над средствами образной выразительности, переходим к следующему этапу.
Третьим этапом является работа над этюдами, т. к. они дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля и повышают уверенность в себе.
На этом же этапе знакомим детей с видами театра, изготавливаем театральных кукол, обучаем приемам кукловождения.
Четвертым этапом нашей работы является чтение произведений и беседа по содержанию, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и определенных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом реализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития умения у детей внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации детских книг, а также видеофильмы по различным произведениям.
После беседы о прочитанном (или рассказанном) предлагаем обыграть фрагменты из этих произведений, оценить поступки героев, а также пользоваться монологической и диалогической речью. Проговаривание фрагментов сопровождается интонационными движениями, предоставляется детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого).
Главное, при работе над диалогами учить детей общаться друг с другом, распределять роли, договариваться между собой, придумывать варианты сказок по аналогии с известными. Затем необходимо перейти к разыгрыванию небольших сценок, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Особое внимание уделяется силе голоса, темпу, интонационным и логическим ударениям. Работа над ролью проводится индивидуально.
Заключительным этапом является самостоятельная деятельность детей в театрализованной деятельности. Это театрализованные представления самих детей и с театральными куклами. На этом этапе при создании образов персонажей дети используют все средства актерской выразительности и проявляют доброжелательное отношение друг к другу.
В своей работе, я столкнулась с двумя основными проблемами:
• Что делать, если ролей не хватает на всех детей?
• Кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую из них помогает решить подгрупповая кружковая работа по театрализованной деятельности (парное проигрывание ролей). Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть положительные и отрицательные роли. Причем зачастую играть роль отрицательного героя немного сложнее.
Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и в конце концов этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок проявляет собственную инициативу проявляет, способствует к самовыражению «Я могу», «Я сумею»; «Это очень просто, я тебе помогу»;
«Я очень творческий ребенок, у меня все получится!»
Чем же по требованиям ФГОС раздел «поддержка детской инициативы» отличается от привычной, педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт театрализованной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Например, перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: как стать артистом? Что он должен уметь делать» Дети приходят к выводу, что надо выбрать роль; отрабатывать диалог между персонажами; использовать средства образной выразительности. В ходе беседы дети проявляют активность, применяют свой театральный опыт.
Дети проявляют инициативу при разыгрывании небольших сюжетов, придумывают и разыгрывают диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героев. Очень важно для поддержки детской инициативы в театрализованной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора театрализованной игры, а для этого набор игрушек, пособий, видов театров, костюмы для ряжения, костюмы сказочных героев детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся.
Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной театрализованной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить спектакль для малышей, что мы можем показать? Что, нам для, этого, нужно)
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, требуется участие родителей. Сотрудничество с родителями включает в себя такие формы работы, как индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях. Сотворчество сближает детей, родителей, педагогов.
Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики позволяет судить о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Дети, участвуя в театрализованной деятельности, приобретают новые знания, умения и навыки. У них развиваются выразительность речи и движений, инициативность, способность по – новому взглянуть, на привычное и знакомое. Дети легче вступают в контакт с детьми других групп, со взрослыми, стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность.