Ольга Марцева
Развитие сенсорики у детей первой младшей группы (дидактические игры, сделанные своими руками)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсорики у детей первой младшей группы (дидактические игры, сделанные своими руками)
Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игрушки, которые мы сделали сами.
Мешочки для развития мелкой моторики.
Публикация «Развитие сенсорики у детей первой младшей группы (дидактические игры, сделанные своими руками)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сшили 14 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаю ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.
С мешочками мы изучаем понятия "легче-тяжелее", "больше-меньше", "тише-громче" Есть у нас специальный мешочек - " домик для мешочков", чтобы все они уходили туда "спать". Так они не растеряются.
Дидактические игры с пуговицами
Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию.
Подушка с пуговицами
Перебирает ребенок пуговицы, при этом спрашиваю: какого цвета пуговица, какого она размера (большая- маленькая, какая форма пуговиц (круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.). Или прошу найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.
Коробка самых разных пуговиц. Пуговки насобирали родители, еще советские, разнокалиберные: маленькие и большие, с ножкой и с отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка, различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют малыши. Рассматриваем и перебираем вместе с ребенком.
1.«Разноцветные пуговки»
Воспитатель предлагает детям:
- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д.
- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки)
- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие - маленькие.
- Сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка.
- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.
2. «Пуговичная мозаика»
Воспитатель предлагает выложить из пуговиц
какой-то узор или фигуру. (можно гусеницу, цветок,
вишенку, машинку, виноград и др)
3. «Дорожка»
Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:
- красная дорожка, зеленая и т. д.
- чередовать пуговицы четырех основных цветов;
- дорожка из маленьких или больших пуговиц;
- сохраняя определенную закономерность:
синяя – белая, синяя- белая и т. д.
4. Учимся застегивать, расстегивать пуговицы и замочки
на предметах одежды кукол (сшили жакет, платье, пальто).
5. «Яблоко с пуговицей»
Цель: упражнять детей в назывании цвета (красное и зеленое яблоко, учить пристегивать и отстегивать яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много»,
Ход игры: Поиграем в «Ураган». – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, второй воспитатель отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.
Но вот вырастают новые яблочки - нужно пристегнуть яблоки на дерево, чередуя их по цвету.
6. «Груши с пуговицей»
Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая» груша, учить пристегивать и отстегивать груши, где ребенок закрепляет понятия «один», «много»,
Ход игры: можно использовать предыдущую игру «Ураган»
Игры и занятия с пуговицами проводятся под наблюдением взрослого. Строго нужно соблюдать правила техники безопасности: следить за тем, чтобы дети не брали пуговицы в рот.
7. Дорисуй картинку с помощью пуговиц
Цель: развивать логическое мышление, воображение и творчество детей, закреплять понятия «большой – маленький», цвета, формирование умения чередовать по цвету, размеру.
Ход игры: любые детские иллюстрации рассматриваем, называют дети изображенные предметы, их действия. Дорисовываем картинки с помощью пуговиц.
Игры с прищепками
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании.
«Весёлые фигурки»
1. Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки? Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
2. А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки.
Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные елочки.
Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
3. Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики.
Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого. Взрослый: Правильно.
Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.
4. Воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и красные.
Воспитатель просит детей прикрепить:
- тучке синий дождик.
- солнышку – 3 жёлтых лучика, ёлочке – 4 зелёные иголки и т. д.
- солнышку разноцветные лучики чередуя желтый, зелёный, красные цвета, а ёлочке – справа прикрепить жёлтые иголочки, а слева – синие и т. п.
Другие дидактические игры.
1. «Божьи коровки»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.
Ход игры: Идем гулять на поляну, а на полянке растут красивые цветы. Сидели «божьи коровки», ползали они по цветам и упали (отстегнуть - кнопки). Вот они снова заползают на цветы: первая ползет вверх, (сколько божьих коровок на цветке? – одна) вторая – вниз, (еще одна, а третья налево. Сколько их стало? (много).
2. «Весёлые утята»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого цвета, умения пользоваться липучками.
Ход игры: А сейчас отправляемся на озеро, плавают утята, Мама – утка зовет их к себе на берег. Как зовет уточка своих деток? (кря-кря). Поплыли они к берегу (отстегнули – липучки). Погуляли они на берегу с мамой и вот снова возвращаются на озеро (пристегнуть на липучки).
3. "Найди шарик".
Поскольку группу посещает 10 человек, то и карточек 10 (по количеству детей)
Такие карточки сделать совершенно не сложно, для этого нам понадобилось:
- картон белого и серебристого цвета;
- Картинки сказочных героев;
- фломастеры основных цветов;
- клей-карандаш;
- шарики из цветного картона;
- скотч для "ламинирования".
4. «Рассели по домикам»
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Материал:
- Цветные домики 4 основных цветов,
- «Животные или человечки» разного цвета.
Ход игры: Расселить «веселых человечков» по своим домикам.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками