Татьяна Maнолаки
Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира – составляет существенное звено в формировании познавательной деятельности человека. Но сенсорные способности не даются человеку в готовом виде, ребенок рождается на свет с органами чувств. Но это лишь предпосылка для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатства окружающего мира.
Публикация «Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Зрение — основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение : цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
У ребенка с нарушением интеллекта затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с ним ведется по принципу от конкретного предмета — к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.
Основные задачи развития зрительного восприятия.
1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» — одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).
2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» — по торчащим ушкам).
3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками.
4. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.
5. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.
6. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).
7. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.
Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поиского-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.
Для того чтобы сенсорное воспитание детей с нарушением интеллекта шло успешно, в их обучении нужно применять специальную методику. Прежде всего необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. В начале обучения нельзя применять изолированную устную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства и отношения предметов, часто не понимают конструкции фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» её в процессе выполнения задания. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. Вместе с тем эти методы должны быть правильно отобраны. В работе с детьми данной категории применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.
Очень важно, чтобы во все занятия по развитию зрительного, тактильно-двигательного, слухового восприятия своевременно и правильно включалась речь.
Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.
Сенсорное воспитание в детском саду № 5 «Ручеек» (филиал МАДОУ № 49 «Радуга») осуществляется учителем-дефектологом и воспитателями на всех занятиях, в процессе выполнения режимных моментов, в повседневной жизни, в различных видах деятельности. Занятия по сенсорному восприятию составляют часть фронтальных занятий учителя-дефектолога. Они могут проходить в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, кубами-вкладками и др., дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений предметов. Занятие может также проходить в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятия и воспроизведения свойств изображаемых предметов. В занятиях могут быть использованы приемы, характерные для кукольного театра. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например лото. Таким образом, формы работы весьма многообразны и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к предметам, с которыми они действуют. При этом предметы должны быть крупными, яркими, красочными.