Приложение МААМ

Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта

Татьяна Maнолаки
Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира – составляет существенное звено в формировании познавательной деятельности человека. Но сенсорные способности не даются человеку в готовом виде, ребенок рождается на свет с органами чувств. Но это лишь предпосылка для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатства окружающего мира.

Публикация «Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах

На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Зрение — основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение : цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

У ребенка с нарушением интеллекта затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с ним ведется по принципу от конкретного предмета — к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.

Основные задачи развития зрительного восприятия.

1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» — одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).

2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» — по торчащим ушкам).

3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками.

4. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.

5. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.

6. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).

7. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.

Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поиского-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.

Для того чтобы сенсорное воспитание детей с нарушением интеллекта шло успешно, в их обучении нужно применять специальную методику. Прежде всего необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. В начале обучения нельзя применять изолированную устную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства и отношения предметов, часто не понимают конструкции фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» её в процессе выполнения задания. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. Вместе с тем эти методы должны быть правильно отобраны. В работе с детьми данной категории применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.

Очень важно, чтобы во все занятия по развитию зрительного, тактильно-двигательного, слухового восприятия своевременно и правильно включалась речь.

Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.

Сенсорное воспитание в детском саду № 5 «Ручеек» (филиал МАДОУ № 49 «Радуга») осуществляется учителем-дефектологом и воспитателями на всех занятиях, в процессе выполнения режимных моментов, в повседневной жизни, в различных видах деятельности. Занятия по сенсорному восприятию составляют часть фронтальных занятий учителя-дефектолога. Они могут проходить в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, кубами-вкладками и др., дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений предметов. Занятие может также проходить в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятия и воспроизведения свойств изображаемых предметов. В занятиях могут быть использованы приемы, характерные для кукольного театра. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например лото. Таким образом, формы работы весьма многообразны и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к предметам, с которыми они действуют. При этом предметы должны быть крупными, яркими, красочными.

Публикации по теме:

Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры «Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры». Одним из средств,.

Дидактическое пособие на развитие сенсорного восприятия детей «Цветочная полянка»Дидактическое пособие на развитие сенсорного восприятия детей «Цветочная полянка» Дидактическое пособие на развитие сенсорного восприятия детей «Цветочная полянка» Цель: Развитие внимания, мышление и мелкой моторики детей.

Домашнее задание «Фрукты» для дошкольников с нарушением интеллекта «ФРУКТЫ» 1. Родителям рекомендуется: — рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;.

Консультация для родителей «Воспитание сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Применение вязаного конструктора в развитии сенсорного восприятия и активизации познавательной сферы дошкольниковПрименение вязаного конструктора в развитии сенсорного восприятия и активизации познавательной сферы дошкольников Введение. Современные требования системы образования способствуют постоянному педагогическому поиску и саморазвитию специалистов, развивают.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью логических блоков Дьенеша Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью,.

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования современного.

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения Подготовила педагог МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова Литвинова Ирина Николаевна Развитие зрительного восприятия.

Сборник домашних заданий по лексическим темам для дошкольников с нарушением интеллекта «Осень. Осенний лес» 1. Попросите ребенка назвать какое сейчас время года, какой месяц. Помогите ребёнку запомнить приметы осени: – Стало.

Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 15:55
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Maнолаки (УИ 1476394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД