МААМ-картинки

Развитие сенсорного восптирятия, через нетрадиционные приемы рисования

Гульнара Мануилова
Развитие сенсорного восптирятия, через нетрадиционные приемы рисования
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие сенсорного восприятия через приемы нетрадиционного рисования»

Воспитатель : Мануилова Гульнара Флюровна

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является зрительное восприятие. Из многолетних наблюдений отметила, что трехлетние дети обычно рассматривают предмет и руками и глазами одновременно. Они не умеют рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии, так как не отдают себе отчет в том, что видят. Взглянув на предмет, ребенок тут же отворачивается от него. Если взрослый возвращает внимание ребенка к этому предмету, малыш задерживает взгляд на какой-нибудь его части (выступ, углубление, острый угол). Этим обычно и ограничивается его зрительное знакомство с новым предметом.

Публикация «Развитие сенсорного восптирятия, через нетрадиционные приемы рисования» размещена в разделах

Всё это говорит о том, что зрительное восприятие формы, цвета, размера у маленьких детей фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчётливых зрительных образов формы, цвета, размера объекта. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка. Не выделяя форму, размер, цвет предметов, как существенный признак, малыш с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Его руки действуют неловко, плохо приспосабливаются к форме предметов, часто роняют их, а если удерживают, то неудобным способом. Но если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. При этом активизация процесса развития восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности.

Развитие у детей творческих способностей по изобразительной деятельности - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен. Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа. Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах я рисую сама, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем я рисую, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе проводятся специальные игры и упражнения: “На что похоже?”, Найди такой же”, “Что ты увидел в пятнах?”. Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой, на развитие руки. Например, “Помоги найти похожий цвет”, “Что бывает этого цвета?”. Провожу эксперименты с цветом, добавляя белую гуашь в другие краски. В результате получаем осветленные тона. Знакомлю детей с оттенками основного цвета. Постепенно учимся получать оранжевый, голубой, розовый тон. Дети сравнивают цвета, сами отмечают, какой цвет основной, какой цвет добавлен и в какой пропорции. Чтобы вызвать желание рисовать, ребенок становится участником событий и помогает героям в беде, например, “Помоги Зайчику найти дорожку”. На втором этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой. Получаются красивые цветы, облака и разноцветные рыбки. Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги. И вот уже готовы интересные, доставляющие радость рисунки: “Красивые цветы”, “Солнышко гуляет”. Научив ребенка аккуратному обращению с краской, начинаем рисовать ладошкой. Способ нанесения краски такой же, как и на пальчики. Краска губкой или кисточкой наносится на всю ладонь и делается отпечаток. Затем пальчики вытираются салфеткой. Когда дети усвоят правила последовательности рисования пальчиком и ладошкой, я предлагаю им поиграть в “парафинку-невидимку” с использованием парафиновой свечи. Я рисую контур, а дети наносят мазки, пятна, а затем закрашивают все краской и чудо – на листе альбома появились листочки, снежинки, “овощи в корзине”, “деревья в снегу”. Дети учатся работать печатками и трафаретами. Вспомогательные средства развивают руку ребенка. Развивают восприятие формы и цвета. Например, я рисую дерево, а дети печатают много деревьев и кустарников. Вот и получился лес. Заполняем лес животными, птицами, растениями. Одновременно решаем и познавательные задачи. Постепенно дети знакомились и применяли в работе различные изобразительные материалы. Они рисовали красками, мелками, карандашами, фломастерами. Пользовались вспомогательными средствами – печатками, свечами, поролоном. Все изобразительные материалы находятся в доступном месте для детей, ребенок свободен в выборе материалов. Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, приступаю к обучению детей другим интересным изобразительным технологиям. Дети с удовольствием и интересом занимаются техникой “монотипия” - оттиском графического изображения. Они изображают бабочек, дома, деревья и многие другие предметы. Существует два способа работы с монотипией. Первый способ – это когда наносится рисунок на одну половину листа краской / применять различные цвета/, лучше использовать сочные цвета. Затем сгибаем лист пополам и проглаживаем его. Осторожно разворачиваем лист и рисунок уже готов. К нему можно дорисовать недостающие детали. Второй способ – это отпечаток. К этому времени у детей сформировались изобразительные умения и навыки. Они рисуют предметы овальной и угольной формы. На плотном листе бумаги рисуется рисунок гуашевой краской, а затем на чистый лист отпечатывается. Рисунок получается слегка расплывчатый, такая живопись не оставляет ребенка равнодушным к рисованию. Дети начинают фантазировать, придумывать свои сюжеты. Нарядны и необычны рисунки в виде открыток на ярком “бархатном” тоне. Выполнение этой техники очень простое, но занимательное для детей. Вырезаем из бумаги какой-нибудь узор, фигуру, цветок. Накладываем узор на подготовленный для открытки плотную бумагу, придавливаем узор монеткой, а затем путем набрызга /старую зубную щетку несколько раз проводим по гуашевой краске/ стряхиваем краску на лист бумаги. Снимаем бумажный узор – открытка готова! Такие открытки начинаем готовить заранее к праздникам в свободное от занятий время. А технику Акватушь я использую с детьми в кружковой работе. Она более трудоемка и требует от ребенка аккуратности и последовательности в работе. Кроме бумаги и красок нужна водою наливаем воду в тазик. Крупно гуашью рисуем на бумаге любой предмет, то что нравится ребенку. Очень хороши “цветы в вазе”, “птицы”, “Грибы” и др. Когда гуашь подсохнет, мы покрываем лист черной тушью /не очень толсто/. А затем проявляем рисунок в тазике с водой, гуашь смывается с водой, а тушь частично. Все техники хороши, легко усваиваются детьми, но работы для выставки и конкурсов мы выполняем в технике “рисование пластилином”. Она наиболее любима детьми. В ней дети более самостоятельны, они не устают от однообразных действий, потому что в ней много этапов. Сначала дети наносят рисунок по контуру, можно просто обвести предмет. Затем подбирают цвет пластилина. Соединяют один цвет пластилина в другой, получается новый оттенок. Отщипывают маленькими кусочками и размазывают пальчиками по поверхности рисунка. Вмазывают другие цвета пластилина, получается необыкновенный узор. Когда пластилиновый рисунок готов, начинаем плавить пластилин снизу свечой. Он растекается и застывает. В плавленый пластилин добавляем бусинки вместо глаз, украшаем пуговицами, природным материалом. Затем вырезаем изделие по контуру и приклеиваем на общий фон. Работа в коллективе очень ценна для детей. Они учатся договариваться между собой, приходить к единственному решению. Зимние пейзажи мы изображаем при помощи свечи. Натираем альбомный лист парафиновой свечой, а затем акварелью наносим зимний пейзаж. На лист бумаги наносится тонировка в зимнем цвете /розовый, голубой, синий/. Рисуем зимнюю природу леса “заяц на опушке”, “морозное утро”. Ощущение мороза и снега ощущается, глядя на эти картины. Когда интерес у ребенка к этим техникам высок, мы готовим картины к выставке. Долго обсуждаем, что и как изобразить, какую технику выбрать, что бы выразить свои чувства и достичь выразительного образа.

Для повышения мотивации детей на занятиях, организую общее пространство (несколько рабочих столов вместе, располагаюсь вместе с детьми. Каждый ребёнок может устроиться, где захочет от раза к разу, выбирая себе соседей сам. Динамична и моя позиция, как воспитателя. На каждом занятии я нахожусь рядом с тем или иным ребенком, который требует большего внимания, слабее других в данном виде работы или с данным материалом. Учитывая многолетний опыт работы, помогаю детям овладеть рациональными приёмами зрительного обследования предмета (формы, цвета, величины). Учу их целенаправленному рассматриванию. Успешнее всего эту работу проводить с помощью интересных и занимательных для детей обучающих игр и нетрадиционной техники рисования. Для этого я подобрала и разработала дидактические игры, задания и упражнения, изготовила карточки, таблицы, значки-символы, направленные на развитие зрительных эталонов. Создаю игровые ситуации, в которых у детей возникают потребности рассмотреть внимательно предмет и выделить его форму, цвет, размер. Для этого применяю дидактические игры: «Принеси и покажи», «Геометрическое лото», игры тренажеры «Виноград», «Весёлый клоун», многофункциональный тренажер «Юбка», рисование «Дорисуй», «На что похоже», с помощью которых дети учатся различать геометрические фигуры, цвет, форму; развивается мелкая моторика.

На дальнейшем этапе работы, я обучаю детей рациональным приемам зрительного обследования размера, формы, цвета. Для этого предлагаю ребенку рассмотреть предмет со всех сторон, обследовать его с помощью согласованных движений глаз и руки по контуру предмета. Применяю прием, где ребенок самостоятельно обводит контур предмета, ведет за собой свой взор. В дальнейшем рельефный контур заменяю плоскостным и прорисованным.

Следующим приемом, который предлагаю детям, заключается в накладывании фигуры на контур той же фигуры, прорисованной на образце. Ребенок глазами выбирает фигуру и накладывает его на контур, определяет, соответствует ли она по форме образцу через игру «Закрой окошко». В другой игре «где твой дом?» - ребенок соотносит фигуру с образцом уже без накладывания, только глазами. Так же эффективным (способом) приемом развития зрительного восприятия предмета, является моделирование, т. е. воспроизведение контуров фигуры, путем выкладывания её формы с помощью однотипных деталей (палочки разной величины и цвета). Такой материал рекомендую детям для индивидуальных занятий. Следующее важное условие развитие зрительного восприятия, является связь познавательной задачи с эстетической. Без развития эстетического отношения ребенка к окружающей действительности зрительное восприятие невозможно. Поэтому считаю, что через игры специально организованные, зрительное восприятие формирует готовность ребенка к рисованию в нетрадиционной форме. Тем самым в процессе рисования у детей, развивается : наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Для выразительности рисунка, умений детьми применять цвет, форму, размер ритмичного изображения, на занятиях по рисованию применяю вместе с детьми нетрадиционные методы и приемы. Тем самым способствую развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Работы детей нестандартны и оригинальны. Изобразительная деятельность дошкольников – эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей. Накопление знаний и развитие природных задатков происходит к старшему дошкольному возрасту. Этому благоприятствуют такие факторы как повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер детского мышления, игровое отношение ко всему, с чем ребенку приходится сталкиваться в окружающей действительности. Детский возраст характеризуется большой реактивностью, чувственностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе вызывает у детей эмоциональный отклик. Эмоции служат для ребенка своеобразной опорой, необходимой для запечатления того или иного материала.

Главную роль в проявлении творческих способностей играет система образования. Но, к сожалению, обучение в детских садах часто носит репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит. Кроме этого, качество проведения занятий изобразительной деятельностью зачастую не способствует проявлению творчества у ребят. Все это подчеркивает актуальность рассматриваемой нами проблемы и ставит задачу создания таких условий обучения, в которых возможно не только эффективное усвоение знаний детьми, но и организация и развитие поисковой деятельности, активности самостоятельности, познавательной потребности детей, т. е. достижение наибольшего воспитательного эффекта. Для нас ребенок – активный субъект творческой деятельности, который свободно общается с искусством, осваивает термины и понятия, связанные с ним, расширяет границы своей деятельности по собственной инициативе и желанию. Изменить позиции общения взрослых с детьми с обучающих на позиции помощника, советчика, организатора развивающей среды сложно, но без этого нельзя достичь успехов в работе с позиций гуманизации. Ориентация на личность ребенка, проявление внимания к его внутреннему миру, забота о его индивидуальных творческих способностях, также является непременным условием развития творческой личности. Широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, соответствующая организация педагогического процесса, способствующая накоплению впечатлений, эмоций, опыта, нравственно направленное и эстетически развивающее содержание деятельности дошкольников, последующее использование результатов детской художественной деятельности в воспитании и обучении детей – необходимые условия формирования художественно-творческой деятельности. Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства; формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. Программа обучения изобразительной деятельности реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно - эстетической деятельности. Она направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств, приобщению к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Реализация художественной деятельности в разных возрастных группах предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно - прикладное искусство, музыка, архитектура и др., формирование первых представлений в жизни и искусстве, способности воспринимать его; формирование художественно - образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса; развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно - речевой деятельности; обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач; приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. Для эмоционального восприятия применяю стихи, песни, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыкальное сопровождение, отражающее эмоциональный настрой рисунка.

Забочусь о том, чтобы у детей был достаточный запас соответствующих материалов – для всех желающих продолжить работу. Поэтому нужна свобода детской деятельности с рисовальными принадлежностями (штампы, палочки, мелки, кисточки, щетки, мел и т. д., графические образцы последовательного приращения характерных деталей к простому геометрическому контуру, превращающих его в узнаваемое предметное изображение (например, как превратить простой круг в шарик, мышку, ежика и т. д.). Находится всё в доступном для детей месте – уголок «Художника», где дети могут свободно применять принадлежности в своих рисунках. По моим наблюдениям, свободная деятельность детей, по инерции, наиболее часто переходит в работы творчески-экспериментального типа.

Работу по развитию зрительного восприятия детей осуществляю в сотрудничестве с родителями, в которой предлагаю различные формы работы: консультации на тему: «Развитие творчества у детей»; рекомендации: «Как организовать художественную изобразительную деятельность ребенка дома». Под моим руководством в сотрудничестве с родителями в группе были сделаны игры – тренажеры: «Виноград», «Веселый клоун», «Девочка», «Фрукты», «Паровоз», многофункциональная «Юбка – тренажер». Её также можно использовать и для мини-занятий (которые развивают цвет, форму, размер предмета). Даю возможность родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показываю родителям, что вижу в них партнеров, единомышленников. Вместе с детьми оформляем выставку детских работ, готовим приглашения для родителей, нарисованные детьми. Провожу родительские собрания в нетрадиционной форме, не только в групповой комнате, но и в музыкальном зале, в кабинете экологии, для того, чтобы родители понимали значимость этих помещений для организации педагогического процесса (применяю анкетирование, информационно-коммуникационные технологии, тематические игры). Через проведение таких собраний развиваю умения и навыки с помощью игровых методов. Игра помогла организовать конструктивное общение с родителями в нетрадиционной форме, перевела теоретические вопросы в плоскость практических действий. Например, в форме игры провели нетрадиционное рисование : «Волшебные ладошки». Участники показали способность поставить себя на место ребенка. На таких собраниях мы пришли к выводу, что для творческого самовыражения личности ребенка необходима роль родителей в этом процессе. Стремлюсь к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей. Развитие ребенка во многом зависит от того, в каком окружении он растет: однообразном или ярком, меняющемся. Поэтому вместе с детьми и родителями занимались оформлением групповой комнаты, которую сделали красивой, уютной, веселой. Стали хозяевами своего интерьера, почувствовали интерес к самостоятельной дизайнерской деятельности. Украсили интерьер детскими работами. Это значит, помещение детского сада должно нести определенную информацию, способствующую развитию детей и обеспечивающую им необходимый психологический комфорт.

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Список литературы:

1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной - М. : «Лист». 1999. – 144 с. (Через игру к совегшенству).

2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности / Светлана Вдовиченко - М. ; Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 25).

3. Мелик-Пашаев А. Ребенок любит рисовать : Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. :ил. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Дошкольное образование», Вып. 6(18).

4. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт. - сост. Е. В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007.

5. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 - 7 ле: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Публикации по теме:

Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С. 2012 Сенсорное.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983 Л. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорного восптирятия, через нетрадиционные приемы рисования
Опубликовано: 18 января 2013 в 09:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорного восптирятия, через нетрадиционные приемы рисования» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Мануилова (УИ 60842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД