Получи документы

Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игр

Олеся Козырева
Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игр

Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста (1–3 года) по средствам дидактических игр.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева,А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и други, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, так как направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.

Публикация «Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

В процессе проводилась диагностика, описанная Канонко О. Л.

На основании результатов особенностей развития детей, мы поставили перед собой следующую цель и задачи:

Цель: способствовать развитию сенсорных представлений средствами дидактических игр.

Задачи:

1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2. Формировать представления детей о форме, величине и цвете предметов.

3. Формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, используя обследование.

4. Развивать умение группировать предметы по форме, величине и цвете.

5. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

6. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

7. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Учитывая отмеченные особенности выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно. На протяжении всей работы по восприятию цвета, величины и формы учитывали индивидуальные особенности детей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложняли. Детям трудно усваивать материал, поэтому предлагались задания в облегченном варианте.

Обучение детей предметов проводилась последовательно. Например, беря в руки шар, учила их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывали уже по-другому. Они обхватывали их сбоку, кончики пальцев фиксировали грани, испытывали рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки. Для накопления сенсорного опыта использовала игры: «Чудесный мешочек»,«Что в мешочке».

Для ознакомления детей с сенсорными эталонами использовали различные дидактические игры.

Условно мы раздели игры поэтапно и их использования на:

Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Прятки», «В какую коробку», «Самая длинная, самая короткая».

Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Что куда», «Подбери фигуру», «Прятки».

Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Спрячь листок», «Подбери цвет», «Куда ступить», «Цветное лото», «Сложи узор».

Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Дети обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Цветочки разные». Не все дети могли справиться с поставленной задачей. Например, некоторые дети не могли правильно подобрать грибки по величине.

На всём протяжении работы старались вносить разнообразие в дидактический материал. Для этого использовались игры самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь цыплёнка», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», и другие, которые вызывали у ребят интерес. Они заинтересованно и увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Ребята научились сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, то есть нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Семья». Предложила детям для куклы в красном платье налить чай в красную чашку и поставить чашку на блюдце такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю чашку и синее блюдце и так далее.

Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм, мы перешли к следующему этапу работы. Закрепляли умения определять цвет, форму и величину предметов, активизировать в речи слова детей о размере, о форме и о цвете предметов и переводили их из пассивного словаря в активную речь.

Дидактические игры, разученные ранее, используются в интегрированном образовательном процессе:

- в образовательной области «Познание»«Найти предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит машина?», «Палочки в ряд», «В какую коробку?», «Чудесный мешочек».

- в образовательной области «Познание» (экология)«Ёлочка», «Найди цветок для бабочки», «Собери букет», «Разноцветные поляны».

- в образовательной области «Художественное творчество»«Сложи узор», «Цветное лото», «Кладовая природы», «Разноцветные капли».

- в образовательной области «Музыка»«Угадай, на чём играет Петрушка», «Тихий и громкий дождик», «Ножки шагают и бегают», «Кто вышел погулять?».

На этом этапе работы предлагали детям такие дидактические игрушки как башенки из различных геометрических фигур, расписанные матрёшки, геометрические кубы-вкладыши, пирамидки разной величины и разного цвета. Для самостоятельной игровой деятельности ребятам предлагали такие игры как «Коврик», «Найди пару», «Что в мешочке», «Расставь по порядку», «Найди по размеру». Детей не ограничивали в их экспериментальной деятельности. Давали детям возможность разобрать предмет, посмотреть, что внутри. Если у ребёнка возникали трудности, старались подвести его к самостоятельному решению проблемы, тем самым создавали ситуацию успеха.

В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Ежедневная работа была направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержание контакта с семьей. Прежде всего, это родительский уголок. Родители активно участвовали в его оформлении: делали фотографии, совместные рисунки, оформляли семейный опыт. При помощи таких форм работы мы стараемся приобщать родителей к совместной педагогической деятельности. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.

Проведённая в конце года диагностика показала положительную динамику в развитии сенсорных способностей детей. У детей сформировались понятия о цвете, форме, величине, появился интерес к дидактическим играм по сенсорному воспитанию.

В результате проведённой работы у детей изменилось отношение к своим действиям – они настойчиво добивались результата, стремились разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производили эти действия, дети исследовали предметы и свойства. Дети начали устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывали ошибки и уточняли свои действия. Действия носили характер экспериментирования.

Приложение № 1

Педагогическое исследование МАДОУ №60 города Березники.

Время проведения 5 октября и 15 марта

Группа состояла из 12 человек

Была поставлена задача.

Выявить актуальные уровни сенсорного развития у детей раннего возраста.

Исследование проводилось через вовлечение детей в игровую деятельность, с целью диагностики уровня сенсорного развития.

Для определения уровней сенсорного развития у детей раннего возраста мы использовали диагностику, описанную Канонко О. Л.

Критерии сенсорного развития детей раннего возраста :

1. Цвет:

– не проявляет заинтересованности к цветам – 0 баллов;

- различает цвета на сенсомоторном уровне, использует названия неправильно – 1 балл;

- знает четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) – 2 балла;

- без помощи взрослого соотносит 9 цветов (цвета радуги + черный, белый) – 3 балла;

- имеет четкое представление о 9 цветах - 4 балла.

2. Форма:

- не имеет представление о форме – 0 баллов;

- различает круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносит по форме – 1 балл;

- знает круг, квадрат, треугольник, идентифицирует контурные изображения – 2 балла;

- без помощи взрослого соотносит пять геометрических форм – 3 балла;

- имеет четкое представление о пяти геометрических формах и называет их – 4 балла.

3. Величина:

- не имеет представление о величине – 0 баллов;

- отличает большие и маленькие предметы – 1 балл;

- соотносит по размеру три величины – 2 балла;

- группирует однородные предметы по размеру – 3 балла;

- правильно использует слова: большой, маленький, больше, соотносит по двум-трем признакам – 4 балла.

4. Ориентация в пространстве, во времени:

- ребенок дезадаптирован, не выполняет действия за воспитателем – 0 баллов;

- выполняет просьбу: «Подойди ко мне» - 1 балл;

- понимает слово «скоро», пользуется словами «высоко-низко» - 2 балла;

- хорошо ориентируется в знакомом помещении, выполняет правило: «Каждой вещи свое место» - 3 балла;

- пользуется словами «далеко-близко», «наверху-внизу», «вчера, сегодня, завтра», знает их назначение – 4 балла.

5. Запах, вкус:

- идентифицирует отношение к еде и запахам – 0 баллов;

- знает, что предметы имеют запах – 1 балл;

- имеет любимые блюда, узнает их по запаху и по вкусу – 2 балла;

- определяет качество еды: сладкий, горький, кислый, вкусный – 3 балла;

- идентифицирует продукты по характерным запахам, узнает по вкусу знакомую пищу – 4 балла.

6. Звуки:

- не проявляет заинтересованности к окружающим звукам – 0 баллов;

- берет активное участие в музыкальных занятиях, отличает звуки: громкие – тихие – 1 балл;

- подражает звукам животных, поет, отличает музыку громкую и тихую – 2 балла;

- различает, какой знакомый инструмент играет – 3 балла;

- реагирует на необычные звуки, обращает внимание воспитателя на них, отличает музыку – 4 балла.

7. Тактильные возможности:

- не проявляет заинтересованности к свойствам предметов; пугается красок и глины – 0 баллов;

- проявляет заинтересованность к изобразительным материалам – 1 балл;

- различает слова и понятия: «холодный-теплый», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий» - 2 балла;

- в повседневной жизни обращает внимание на свойства предметов, демонстрирует свои знания взрослым и детям – 3 балла;

- с закрытыми глазами узнает на ощупь свойства предметов – 4 балла.

Уровни знаний детей в области сенсорного развития распределяли по полученными детьми баллами:

28 - 26 баллов – высокий уровень сенсорного развития;

25 - 22 баллов – достаточный уровень сенсорного развития;

21 - 15 баллов - средний уровень сенсорного развития;

14 - 8 баллов – удовлетворительный уровень сенсорного развития;

7 - 0 баллов - низкий уровень сенсорного развития.

в практической деятельности.

Работа с детьми проводилась с диагностической целью, поэтому мы моделировали различные формы взаимодействия с детьми наблюдение, беседы, дидактические игры и упражнения.

Все данные в ходе констатирующего эксперимента мы заносили в таблицу и в итоге получили такие результаты.

Приложение №2

Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в начале года

Фамилия Имя ребенка Критерии Кол-во баллов Уровень

Высокий уровень – 16% - 2 человека

Достаточный уровень – 25% - 3 человека

Средний уровень – 43% - 5 человека

Удовлетворительный уровень – 16% - 2 человека

Низкий уровень – не наблюдается

Исследование показало что в начале года 16 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 43 % детей средний уровень, у 16 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.

Приложение №3

Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в конце года.

Фамилия Имя ребенка Критерии Кол - во баллов Уровень

Высокий уровень – 25% - 3 человека

Достаточный уровень – 34% - 4 человека

Средний уровень – 34% - 4 человека

Удовлетворительный уровень – 1% - 1 человека

Низкий уровень – не наблюдается

В конце года у 25 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 34 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 34 % детей средний уровень, у 7 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.

Таким образом, результаты исследования показали, что проведенная работа, способствовала сенсорному развитию у детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр Одной из задач художественно- эстетического воспитания маленьких детей является развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игрСенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр» Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр» Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр» Воспитатель:.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» 2. Технологический раздел 1. Актуальность опыта На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр» Содержание I.Введение….3 стр. 1.1. Анализ внешней ситуации….5 стр. 1.2. Анализ внутренней ситуации…7.

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр» Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – март. Тип проекта: познавательно – игровой. Участники проекта: дети младшей группы,.

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Паспорт проекта. Продолжительность проекта: октябрь –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 20 марта 2018 в 14:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД