Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста

Евгения Леднева
Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста

В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Задачи познавательного развития по ФГОС предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве достаточно велико. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям сложно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, для этого необходимо выработать систему обучения, согласно которой ребёнок самостоятельно сможет решать практические задачи, которые выделяет ФГОС. Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

На территории нашего детского сада организован сенсорный маршрут. Дети знакомятся с ним в начале осени и каждую неделю посещают одну из станций. Каждый маршрут развивает определенный вид восприятия в большей степени и разработан с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей.

Вся территория детского сада поделена на тематические площадки. Любой объект, расположенный там, способствует развитию нескольких видов восприятия. Например, на одной из станций, есть уголок леса, фитоклумба с лекарственными растениями (развитие обонятельного восприятия, фонтан, подвесные звучащие мобили (развитие слухового восприятия, спилы деревьев, шезлонги для сеансов релаксации, солнечных и воздушных ванн (развитие тактильных ощущений).

Воспитанники, в теплое время года ходят по дорожке босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия. Так же с ними проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и водных процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды.

В группе детского сада, где занимаются дети, организован сенсорный центр. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей) и совместная деятельность детей и взрослого. Время игр в сенсорном центре не регламентируется.

Сенсорный центр разделён на три зоны:

1. «Солнышко» (развитие зрительного восприятия) содержит игры – экспериментирования со светом, водой, стеклом.

2. «Угадай-ка» (развитие осязания, обоняния и вкуса) содержит пособия по развитию тактильных ощущений, обонятельных чувств; пособия для развития мелкой моторики рук, коробочки с различными запахами. Игры-экспериментирования «Попробуй на вкус», «Угадай, что это?».

3. «Шум-Гам» (развитие слухового восприятия) содержит музыкальные инструменты, изготовленные своими руками. Видео, диски с музыкой. Звучащие коробочки, мячи, шумелки и шуршалки.

В работе с детьми по развитию всех видов восприятия было выделено четыре этапа (рассмотрим их на примере развития зрительного восприятия у детей).

Диагностический этап. Цель – определение уровня сформированности зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста. Для этого ребенку предлагались диагностические задания: «Найди одинаковые по цвету (форме, размеру, предметы», «Покажи то, что я назову», «Назови то, что я покажу» и др.

Обучающий этап. Цель – обучение ориентировки на собственном теле.

Разработан цикл занятий "Помощники, которые всегда с тобой". На этих занятиях воспитанники приобретают ценные сведения об органах чувств и практические умения по уходу за ними. Воспитатель объясняет значение зрения для человека, как зрение может помогать познавать окружающий мир. У детей формируются представления о гигиенических основах организации деятельности (в частности, необходимость достаточной освещенности в помещении). Одно из условий успешного развития зрительного восприятия – соблюдение гигиенических и эргономических требований в работе с детьми. Поэтому объекты для развития зрительного восприятия, находящиеся в функциональных зонах маршрута "Сенсорного сада", должны быть подобраны с соблюдением нормативов цветосветового фона, быть достаточно крупными по размеру.

Формирующий этап. Цель – формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. На формирующем этапе детям предлагаются игры - экспериментирования с различным материалом:

1. Игры со светом («Пускаем солнечные зайчики», «Подаем сигналы фонариками», «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика, «Теневой театр»);

2. Игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);

3. Игры со стеклом («Мир в цветном стекле» (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом);

4. Игра «Кто быстрее?» (за определенный промежуток времени, например за две минуты, найти в комнате 10 предметов одинаковой формы и назвать их);

5. Игра «Попробуй на вкус» (узнать на вкус овощ или фрукт). Важно, чтобы дети самостоятельно применяли полученные знания в организации собственной деятельности.

Итоговый этап. Цель – развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. На заключительном этапе в сенсорном центре организованы различные коллекции, такие как «Гора самоцветов», где дошкольники тонко дифференцируют оттенки цвета, подбирая разные материалы (фантики от конфет, кусочки ткани и т. д.); «Книжное царство» (раскладывание книг по порядку в детской библиотеке (от самой толстой до самой тонкой); «Дизайн кукольного домика» (подбор широких и узких занавесок, ковриков; больших и маленьких полок, шкафчиков и др.); «Причёска для куклы» (ленты (короткие, длинные, узкие, широкие) для прически куклам с разной длиной волос). В сенсорном центре дети полностью раскрепощаются, могут проявить все свои творческие способности, чувствуют себя намного увереннее и безопаснее.

Продолжая осваивать и закреплять слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, серо ­ голубой и т. д., формы, размеры и другие признаки объекта, дети совместно с воспитателем составляют словарики с подбором этих слов. Знакомство с цветовыми оттенками даёт ребёнку возможность сопоставить цвета и установить их различие, а также ребенок учится воспринимать цвет конкретных предметов ("Цветной мир"). При помощи усвоения эталонов формы дети узнают соответствующую фигуру, умеют её называть и находить ей применение ("Математический словарик"). Когда сенсорные эталоны усвоены, дети учатся применять их в качестве образцов ("Следопыты"). Наиболее сложной задачей для детей оказалась оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Например, Антон С. «На ощупь кора твердая, теплая, коричневая». Также дети учатся выступать в роли экскурсовода. Например, воспитатель видит, что дети не могут договориться, как необходимо ухаживать за животными, а затем предлагает им игру «Экскурсия в зоопарк», распределяет роли или становится наблюдателем.

При организации сенсорного центра большое внимание было уделено его внутреннему наполнению, поэтому многие пособия изготовлены самостоятельно и с использованием бросового материала. Все игры побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом. Дошкольники узнают о создании и назначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. Сенсорное воспитание необходимо осуществлять в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей.

Публикации по теме:

Буклет «Федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ» Стандарт включает следующее требования: - к структуре Программы; - к условиям реализации Программы: - к результатам освоения Программы,.

Разделы рабочей программы педагога ДОО по ФГОС. Методические рекомендации Современная образовательная политика в сфере образования Российской Федерации отражается в стандартизации всех уровней образования, начиная.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Игрушки
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 марта 2015 в 20:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Фото отчёт о проведении проекта «Птички — невелички» с детьми старшей группы
Цель: ознакомление детей с миром птиц. Задачи: - расширять словарный запас на тему «Птицы»; - формировать представления о птицах; - развивать речь,...
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
НОД по рисованию в средней группе на тему «Осень»
Задачи. Организовать работу детей в уголке творчества , учить выбирать материалы, цвета, техники, средства выразительности в соответствии с замыслом. Учить...